«герои» дтп

«ГЕРОИ» ДТП

Вооружившись статистическими данными ДОБДД МВД РФ, мы решили назвать самые чувствительные «точки» аварийности.

ВРЕМЯ И МЕСТО

В нашей северной стране, где «девять месяцев зима, остальное лето», пик ДТП тем не менее приходится на теплое время года. Самый аварийный месяц в России – август, а вот самый безопасный – февраль. Во втором полугодии аварии обычно случаются в 1,5–1,6 раза чаще, чем в первом, и среди них тяжелых на 10–20% больше. Традиционно максимум ДТП происходит у нас в субботу (в 2003 году – 16,2%) и пятницу (15,6%). А кривая аварий по дням недели недвусмысленно говорит о неуемной приверженности автомобилистов в дни отдыха к спиртному. Больше всего их случается в канун выходных, в сами выходные и сразу после них – в понедельник. Вторник и среду кривая резко уходит вниз, чтобы начать ползти вверх уже в четверг. Кстати, чаще всего ДТП происходят в дневное время (с 11 до 18 часов), а вот самые тяжелые аварии фиксируются с полуночи до 7 утра (машин на улицах мало, что, видимо, провоцирует безрассудную езду). Попутно еще одно «статистическое наблюдение»: две трети всех аварий случается в ясную, солнечную погоду, а вот в тумане – всего 0,7%!

КОГО И КТО

Каждый год ГИБДД сообщает о катастрофическом росте числа пострадавших в ДТП – на 7–12%. Страдают примерно поровну все участники движения – водители, пассажиры, пешеходы. Причем больше среди них молодых людей: 28% всех погибших и раненых – от 16 до 26 лет, 26% – от 26 до 40 лет.

По-прежнему самый распространенный в стране вид ДТП – наезд на пешеходов (44% от общего количества случаев), причем происходит это и на перекрестках (11%), и на пешеходных переходах (10%), и на автобусных остановках (6%).

Почти половина (43%) наездов – результат нарушений водителями ПДД, но куда больше – около 60% – поведение самих пешеходов.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ВОДИТЕЛИ… И ПЕШЕХОДЫ

Как и раньше, уровень аварийности в стране определяют, прежде всего, водители – по их вине происходит 77,6% всех ДТП. Причины все те же: превышение скорости, несоответствие ее условиям движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Как следствие – выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил обгона и т. д.

Основная часть аварий (41,3%) произошла по вине молодых водителей со стажем менее 5 лет. Каждое седьмое ДТП на совести пьяных за рулем. Год от года растет число аварий, виновниками которых становятся женщины-водители. Оно уже составило 4,2% (ежегодно рост примерно 1 процент).

В каждом пятом (!) случае виновник происшествия по-прежнему пытается скрыться с места ДТП, часто бросив жертвы на дороге без помощи.

Отметим также, что и пешеходы вносят достойную лепту в копилку ДТП: ежегодно по их вине совершается каждая четвертая авария. При этом каждый шестой пешеход, виновный в происшествии, был пьян.

Таков в общих чертах портрет «героев» наших дорожно-транспортных происшествий.

КОММЕНТАРИЙ ДОБДД МВД РФ

Главный государственный автомобильный инспектор РФ генерал-лейтенант милиции В. Кирьянов

Аварийность на наших дорогах превратилась в одну из острейших социально-экономических и демографических проблем, что представляет собой угрозу безопасности уже в масштабах государства. Вдуматься только: за последние 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тыс. человек, около 2 миллионов получили увечья, а ущерб экономике просто невозможно подсчитать.

Обратим внимание на то, что 75% дорожно-транспортных происшествий случилось только из-за того, что водители нарушили Правила дорожного движения. Отсюда следует нерадостный вывод: существующая система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения, и прежде всего водителей, стала неэффективной.

Практика воздействия на них, опираясь на КоАП РФ, выявила ряд его существенных недостатков. Это и неудачные формулировки отдельных положений кодекса, и противоречия некоторых его статей, и самое главное – мягкие, несоизмеримые с содеянным, санкции. Надо ли говорить, как отрицательно это сказывается на дисциплине водителей. Вседозволенность, откровенное пренебрежение ПДД сегодня стали нормой для многих участников дорожного движения, особенно в Москве. Стоит ли после этого удивляться таким цифрам: в 2003 году, к примеру, сотрудники ГАИ пресекли 34 млн. (!) правонарушений на дорогах, из них 30 млн.

совершили водители; 390 тысяч были остановлены за превышение скорости более чем на 60 км/ч; свыше миллиона – за выезд на полосу встречного движения, а 1,2 млн. задержаны за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Сейчас готовится ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, в особенности в отношении грубых и систематических нарушений ПДД. Но не менее важно, чтобы каждый водитель – любитель и профессионал, новичок и ветеран, мужчина и женщина – сам осознал необходимость этого, понял, что так дольше не может продолжаться, если мы хотим предотвратить гибель и увечья сотен тысяч, миллионов своих сограждан.

Подпишитесь на «За рулем» в