Построение пройденного

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Все хорошо, вот только российский рынок к этому оказался не очень готов: в июле-сентябре прошлого года был зафиксирован максимальный объем реализации, и сразу вслед за этим последовал спад продаж, а затем в октябре-декабре и производства. Сильнее всего это ударило по «Иж-Авто»: здесь в последние два месяца собрали всего 25% легковых автомобилей от уровня, достигнутого заводом в июне-августе.

В итоге по результатам 2004 года «Иж-Авто» все же удалось превысить уровень 2003 года по выпуску легковых автомобилей на 5,3%. Очень стабильно работал в 2004 году ведущий российский производитель – АВТОВАЗ. В течение года он не раз пересматривал в сторону увеличения первоначальные планы и в итоге изготовил около 718 тыс. автомобилей – на 2,6% больше, чем в 2003 году. Рост производства и на ГАЗе: несмотря на серьезные проблемы в IV квартале, там собрали 65 686 автомобилей «Волга» – на 15,7% больше, чем в 2003 году.

Самый высокий относительный прирост, как мы уже неоднократно отмечали, достигнут на предприятиях, наладивших сборку автомобилей иностранных моделей в России. У них проблем со сбытом не было. ТагАЗ собрал в 2004 году в 5 раз больше автомобилей, чем в 2003 году, СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» – в 2,6 раза. «Форд мотор компани» изготовил 29 703 автомобиля – рост в 1,83 раза. На «АвтоТОРе» собрали почти 15 000 автомобилей (рост в 1,7 раза). В целом за год все эти предприятия выпустили более 133 тысяч легковых автомобилей, что в 2,3 раза превышает уровень 2003 года и составляет 12% к общему выпуску легковых автомобилей в России (в 2002 году их доля составляла лишь 1,1%, а в 2003-м – 5,3%).

Если же составить рейтинг популярности моделей на российском рынке в 2004 году, то на первом месте у нас… вазовская «семерка». Да-да, та, что создана на базе «лучшего автомобиля Европы 1964 года» – ФИАТ-124 (выпущено свыше 171 тыс.), за ней (гип-гип, ура!) «десятка», «самары» («Лада-2114» и 2115), хэтчбек «Лада-2112»… На шестом месте – малютка «Ока» (свыше 60 тыс. штук), далее – российско-американская «Шевроле Нива», «Волга» GAZ 31105 и вазовские «пятерка» и «шестерка». Лишь в начале второго десятка появляется в списке современный «Форд Фокус». Не слишком отрадный рейтинг, но пару лет назад в нем вообще не было иностранных марок.

ЖДЕМ НОВОГО «УРОЖАЯ»

Что ожидать в нынешнем году? Разного рода организации и производители высказывали совсем не одинаковые прогнозы по поводу российского автопрома и развития авторынка – от крайне пессимистических до сверхоптимистических. Как бы то ни было, АВТОВАЗ собирается выпустить свыше 730 тыс. автомобилей (без учета машинокомплектов для предприятий внешней сборки), ГАЗ, КамАЗ, СеАЗ и «Иж-Авто» – как минимум, сохранить прежние объемы производства. Правда, у всех у них не слишком много поводов для бодрости – спрос на «классические» модели, несмотря на низкие цены, потихоньку падает. «Иж-Авто» вообще планирует к 2008 году снять с производства «Оду» и «Фабулу», выходит срок у вазовской «классики», да и «Волге» не жить вечно! И если у АВТОВАЗа разработаны стратегические планы развития, то у остальных «старых» автозаводов положение сложнее. Выход один – ставка на сборку иностранных моделей. Именно по такому пути пошел «Иж-Авто», где в этом году запускают в серию «КИА Спектра», а в следующем, по некоторым сведениям, – еще одну модель. Российский автопром ожидает рост производства благодаря сборке иномарок. СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» собирается выпустить 75 тыс. автомобилей, ТагАЗ – 70 тыс., «Форд» (Всеволожск) – 35 тыс., «АвтоТОР» – 30 тыс. Если считать только действующие предприятия (а обещают открыть еще и другие!), то доля иностранных моделей в 2005 году должна вырасти до 16,6% от общего производства легковых автомобилей в России, а к 2010 году достичь почти 30%.

Итак, предлагается два основных прогноза. Один предрекает уже к 2010 году почти двойное сокращение производства российских автомобилей и замещение их на рынке иностранными моделями, выпущенными в Российской Федерации, а также новыми иномарками, поступление которых резко возрастет. По второму сценарию будет принят ряд мер по поддержке российского автопрома и все действующие мощности сохранятся. Плюс к этому заработают в полную силу новые производственные линии (скажем, по выпуску «Калины») и увеличится производство иностранных моделей на территории России.

По последним прогнозам Минпромэнерго, в России в 2010 году будет продано порядка 2,8 млн. легковых автомобилей. Это связывают еще и с тем, что активно развиваются кредитные схемы. В 2004 году в кредит было продано до 20% автомобилей, в 2005-м этот показатель вырастет уже до 25–35%.

Подпишитесь на «За рулем» в