Победители

ПОБЕДИТЕЛИ

Двигатель: бензиновый 3,3 л (54 л.с.).

Коробка передач: 4-ступенчатая механическая, привод на все колеса, раздаточная коробка без понижающей передачи.

WILLYS MB

В мае 1940 года фирмы «Бантам» и «Виллис» (США) начали разработку легких автомобилей по заказу армии. Серийные «виллисы-МА» поступали в войска с начала 1941-го. Модернизированную модель МВ выпускали с августа 1941-го. Параллельно строили аналогичные «форды-GPW». C ноября 1941-го по сентябрь 1945-го изготовили более 330 тысяч «виллисов». После войны на основе модели МВ строили несколько моделей под маркой «Джип».

Двигатель: бензиновый 2,2 л, 60 л.с.

Коробка передач: 3-ступенчатая механическая, привод на все колеса, раздаточная коробка двухступенчатая.

– Ну давай же, давай! Вперед! Ты же не какой-нибудь современный пижон! Ты солдат, прошедший дорогами и бездорожьем самой страшной войны ХХ века.

Злобно рычит нижнеклапанный двигатель, подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тяжелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле. Ловлю себя на том, что забыл о сыром мартовском ветре – руки на баранке сами по себе согрелись (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили и в настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? How do you do? Не отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец!

…Конечно же, это – не тест в современном понимании. Скорее, встреча фронтовых друзей через 60 лет после Победы. Однополчане-ветераны – знаменитые ГАЗ-67Б и «Виллис-МВ» – вспоминают былые сражения и дороги.

ИСКУССТВО МИНИМАЛИЗМА

Разумеется, они похожи: оба солдаты, причем одного поколения, призванные на одну войну.

ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. В 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводной машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель была далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы.

В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои места: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию.

Спереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках и с оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились – машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку.

ГАЗ и «Виллис» – дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой проблемой. Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях, а также… Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким – боролись с лишней массой. Ручки на кузове – чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы.

Попробую нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые коробки без дверей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути – модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, при необходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» – современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны была даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема – аж 60 л.с.!

Все, теоретизировать больше нет сил! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою… то есть на дорогах и там, где их нет.

ТОВАРИЩИ ПО ОРУЖИЮ

Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это – ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, нелегко. Высоко справа – набалдашник рычага коробки... Опять в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скорость под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.

Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4!

Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все – сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. Вот она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать – высокая!

Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия (см. табл.), менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленький трактор, ездить на котором – интересная, но нелегкая работа.

«Виллис» на фоне однополчанина удивил. Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меньше, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» – через 9,5 м.

Руль «американца» заметно легче газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое – четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управлению, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобиль с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продольная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двуплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомню: «Виллис» заметно ‘уже ГАЗа.

Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжным, ну или снеговым развлечениям. Катался бы еще и катался! Пушку, которой у нас, к сожалению, не было, лучше тянуть «газиком». Но будь у меня выбор, на чем служить, тем более просто ездить, предпочел бы «Виллис»…

Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тесте лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями – тогда, в мае 1945-го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил… Низкий вам поклон! С праздником!

РЕЗЮМЕ

ГАЗ-67Б – грубоватый солдат с колючим, но несгибаемым характером.

+ Прекрасная проходимость, «тракторная» тяга.

- Посредственная управляемость, тяжелые органы управления – руль, тормоза, коробка передач; неудобная посадка.

Willys MB – шесть десятилетий назад иномарки, как и сейчас, заметно отличались от отечественных машин. Как правило, в лучшую сторону.

+ Четкое и легкое управление, неплохая динамика, наличие понижающей передачи.

- Трудно двигаться в грузовой колее, невысока поперечная устойчивость.

Соавтор: Фото: Константин Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в