Подсказчик

ПОДСКАЗЧИК

Эти приборы бурно прогрессируют, поспевая за быстрым развитием систем впрыска. Они становятся удобнее, а их возможности все богаче. Первые отечественные были картриджными – у них программное обеспечение сохранялось на съемных носителях информации: для каждого типа контроллера свой картридж. Пример – популярный ДСТ-2.

Сегодня появились программируемые сканеры – для обновления их программ достаточно обратиться к дилеру, продавшему прибор, либо получить новую версию программы через интернет. Подобные сканеры – ДСТ-10 (от НПП «НТС», Самара) и F-16 (фирмы АСЕ, Ростов-на-Дону) представляем на фото 1–3.

Оба сканера автоматически опознают тип контроллера на автомобиле. Для этого на ДСТ-10 нужно нажать на одну кнопку – и «процесс пошел». Остается только подтвердить правильность выбора, нажав клавишу «ввод».

У F-16 свой порядок работы. Так, программные модули по автомобилям ВАЗ разделены на три группы. Первая – Bosch 1.5.4 и его модификации плюс все «Январи», вторая – Bosch МР 7.0 и GM, третья – Bosch М7.9.7. Если диагност не знает, какой контроллер на машине, ему придется сначала «открыть» любую группу и включить режим «автоопределение». Если программный модуль машины не тот (например, это Bosch М7.9.7, а открыта первая группа), на дисплее появится указание о необходимости сменить группу. Опытный диагност обычно распознает модель системы с первой попытки, не теряя времени на лишние операции.

Итак, допустим, сканер (любой из двух) определил тип контроллера и установил с ним связь. Диагностику начинаем с проверки ошибок в памяти контроллера. Если они есть, сканер подсчитает их количество, зафиксирует коды неисправностей и расшифрует их. При этом ДСТ-10 выдаст «историю» ошибки с подробным описанием (существенный плюс!).

Теперь переходим к режиму «параметры». В современных системах впрыска их очень много. Первый вариант просмотра – «общий список». Здесь несколько десятков параметров, часть из которых порой не имеет отношения к конкретной неисправности. Профессионалы редко прибегают к общему списку.

Второй вариант просмотра параметров – по группам. Они могут быть двух видов – пользовательские и «по умолчанию». (Последние составлены фирмой–производителем сканера.) Если диагноста не устраивает предложенный набор данных в группе, он волен создать собственную группу параметров, исходя из их значимости, чтобы удобнее было искать типичные неисправности, например связанные с расходом топлива, работой датчика кислорода и т. п.

Дисплеи обоих сканеров хороши – даже яркий солнечный свет работе не помеха. У ДСТ-10 размер «картинки» 70х40 мм, у F-16 – 72х25 мм (фото 4–7).

Здесь общего списка параметров нет, диагност может выбирать группу из числа пользовательских или «по умолчанию». Но опять-таки и F-16 позволяет ему создавать собственные пользовательские группы (фото 7).

Производители диагностического оборудования постоянно совершенствуют сканеры, обновляют их. Для обновления программы в ДСТ-10 необходимо обратиться к дилеру НПП «НТС». Ростовский F-16 в известном смысле более демократичен – свежую «прошивку» для него можно просто скачать с сайта фирмы АСЕ в интернете.

«Кругозор» обоих приборов не ограничивается вазовскими системами впрыска. Помимо их, ДСТ-10 охватывает системы управления ГАЗ, в том числе дизельный ГАЗ-560 (Steyr), ИЖ, УАЗ, ЗАЗ «Дэу Сенс» и «Славута» с блоком «Микас-7.6». Кроме основного назначения – диагностики двигателей, он пригоден для проверки антиблокировочной системы Bosch ABS 5.3 на «Газели», а также системы автоматического управления отопителем и климатической установки VAZ 2110.

Подобные установки достаточно сложны – правильная их настройка тоже требует современных методов.

Ростовский сканер F-16 тоже пригоден для диагностики систем ГАЗ (за исключением ГАЗ-560), ИЖ, ЗАЗ. Кроме того, по плечу ему общение со многими иномарками. Среди них большая группа моделей «Опель», «Мерседес» (до 1994 г. выпуска), «Дэу», «Фольксваген» и «Ауди».

Как видим, автомобильная диагностика продолжает развиваться, и кто знает, какие еще новинки нас ждут к моменту выхода этого номера журнала!

Подпишитесь на «За рулем» в