Суворовский марш

СУВОРОВСКИЙ МАРШ

Мы устроились на бортовом камне тротуара, который тянулся вдоль ГУМа. На другом конце Красной площади на трибуне мавзолея уже собралось руководство страны. А за Историческим музеем, на Манежной площади, в самом начале улицы Горького и вдоль университета сгрудились танки, пушки, автомобили и другая военная техника.

Парад открыли сводные полки и батальоны фронтов и родов войск. Впереди каждого – маршалы и генералы в белых перчатках и с обнаженными шашками. Над Красной площадью пульсировали звуки знаменитых военных маршей. Но вот музыка смолкла. Из-за Исторического музея показалась шеренга красноармейцев с фашистскими знаменами. Под зловещий барабанный бой, повернув направо, солдаты бросали их к подножию мавзолея.

…На площади появились грузовики – квадратные деревянные кабины и прямоугольные крылья. Это – ЗИС-5В. В кузовах – сдвоенные зенитные пулеметы ДШК. Красная Армия получала их по ленд-лизу из Англии.

Следом шли броневики БА-64 Горьковского автомобильного завода. Они появились в 1942 году, а их главному конструктору В. А. Грачеву была присуждена Сталинская премия.

Колонны шли одна за другой, впереди каждой – знаменитый «Виллис» с командиром сводного батальона. Вдруг среди зрителей началось легкое волнение. На Красную площадь вступили гвардейские реактивные минометы «катюши». Их несли на себе трехосные «студебекеры», обладавшие высокой проходимостью и исключительной надежностью. Из 401 тысячи армейских автомобилей, которые Советский Союз получил в военные годы из Америки, Канады и Англии, на «студебекеры» пришлось 150 тысяч.

Послышался треск, и на площадь выехали мотоциклы, в колясках – пулеметы. В годы войны мотоциклы делали Ирбитский завод и «Красная Этна» в Горьком.

И тут на Красную площадь выкатились невиданные мною до той поры машины. Основой их были шасси довоенных еще трехосных грузовиков ЗИС-6. Все годы войны они находились не на фронте, а в укромных местах. Вместо грузовой платформы – четыре громадных рупора, которые могли вращаться в любую сторону. Это – так называемые звукоулавливатели ЗТ-5. Красная Армия не имела тогда радаров, и услышать приближающиеся бомбардировщики могла только такая техника. Огромные «уши» улавливали дальний гул эскадрилий и по проводам передавали предупреждение зенитным батареям.

А вот еще необычные автомобили. Их шасси – довоенные ЗИС-12 – ЗИС-5 с удлиненной базой. Вместо кузова на грузовиках громадные прожекторы, наверное, метра три, а то и больше в диаметре. Прожекторные установки выслеживали вражеские самолеты, ловили их на перекрестье лучей и делали желанной целью для зенитчиков.

…Пошла артиллерия. Под лязганье гусениц проплывали пушки разного калибра. Их буксировали тягачи, выглядевшие как обычные грузовики, поставленные на гусеницы. В кузовах – расчеты. Самые большие орудия буксировали американские тракторы «Аллис-Чалмерс». На стволах – шесть, а на некоторых даже восемь звезд. Гаубицы калибра 203 миллиметра стояли в РГК – Резерве Главного Командования. Когда наша армия наткнулась на чудовищные укрепления вокруг Кенигсберга, их громили именно эти орудия. Каждая звезда на стволе – разрушенный вражеский ДОТ.

Я не успел перевести дух, как по Красной площади пошли танки. Они лязгали гусеницами, отрыгивали облачка черного дыма из двух выхлопных труб, а в открытые люки башен по пояс высовывались командир танка и башенный стрелок. Конечно, это знаменитые «тридцатьчетверки», а точнее –

Т-34-85, выпуск которых начали в 1944 году. Их бронекорпуса венчали массивные литые, а не сварные башни. И пушки калибра не 76, как на ранних Т-34, а 85 мм.

Вслед за «тридцатьчетверками» пошли громадины самоходки ИСУ-152, напоминавшие сухопутные линкоры. Их 152-миллиметровая пушка выступала далеко вперед, а башня – ее называли боевой рубкой – была неповоротной. Когда в 1943 году гитлеровцы бросили на фронт новейшие танки «Пантера» и «Тигр», против них выставили эти самоходки, получившие хлесткое прозвище «зверобой». ИСУ-152 делал Танкоград, как тогда называли Челябинский тракторный завод.

Скрылась из виду гусеничная техника. На некоторое время над площадью установилась тишина. Только отрывистые команды нарушали ее. Это перестраивался духовой оркестр. Финалом стал проход сводного оркестра мимо мавзолея и Спасской башни под Суворовский, когда-то Измайловского полка, марш, который до этого не исполняли почти 30 лет.

Великий парад народа-победителя, одолевшего ценой неисчислимых жертв могущественного и жестокого врага, так и остался в моей памяти на всю жизнь как победоносный Суворовский марш.

Подпишитесь на «За рулем» в