Пусть потерпевший плачет

Пусть потерпевший плачет

К сожалению, даже если четко следовать грамотным советам и инструкциям, наши законы не гарантируют реальную защиту твоих прав. И написаны они зачастую коряво, и механизмы их исполнения не отработаны... Вот простой пример.

На днях один из сотрудников редакции попал в ДТП. Да какое там ДТП – «Мерседес» сдавал задним ходом и помял крыло его «Хонды», стоявшей у края дороги. Из «Мерседеса» вышел «гордый сын Кавказа» и сразу предложил три тысячи рублей. Оценив повреждения на глаз, наш коллега отказался. Ремонт, конечно, небольшой, но уж никак не на три тысячи рублей: вмятина тянула долларов на триста. Да и не привыкли мы действовать «по понятиям». Раз ЗР рекомендует всем вызывать ГАИ, значит, надо и самим так делать.

Не прошло и получаса, как приехал наряд. Вина водителя «Мерседеса» была очевидна. Инспекторы нарисовали схему, составили протокол, назначили время встречи в группе разбора и отбыли. После этого быстро «испарился» и водитель «Мерседеса».

В назначенное время Лагадзе Теймураз Гивиевич (водитель «Мерседеса») в ГАИ не пришел. И сразу же выяснилось, что сотрудники ГИБДД не знают, в какой компании застрахована его машина. Пострадавшему предложили самому выяснить это...

Такие ситуации сегодня не редкость. Причем суть их на поверхности – законодательство, которое призвано защищать наши с вами права, фактически поощряет правонарушителей. В самом деле, зачем виновнику заполнять извещение о страховом случае, если за отказ ничего не последует? Пусть пострадавший думает, как найти страховую компанию виновника. И даже инспектор ГАИ здесь не поможет; единственное, что он должен сделать, – проверить наличие полиса обязательного страхования, а не фиксировать название компании и ее реквизиты.

По большому счету, виновник и в ГАИ может не приходить! Если нарушитель извещен, КоАП позволяет выносить решение в его отсутствие. Возмещение же ущерба к ГИБДД не имеет никакого отношения – она власть исполнительная, а не судебная. Ее задача – закон исполнять, не вникать в проблемы потерпевших. Плохой закон или хороший, это другой вопрос, а вот разыскивать должников, выходит, должны сами пострадавшие.

Можно пойти еще дальше. Зачем вообще страховаться? Действующий КоАП предусматривает ответственность при отсутствии страхового полиса по двум причинам. Первая – водитель просто забыл полис дома, вторая – полиса нет и в помине. За забывчивость последует ответственность по статье 12.3 КоАП в виде 50-рублевого штрафа или предупреждения плюс штрафстоянка для автомобиля (статья 27.13 КоАП РФ). А вот если он вообще не застрахован, водитель ответит уже по статье 12.37, часть 2. Это посерьезнее – 500–800 рублей. Правда, в этом случае стоянка уже не страшна! Не предусматривает КоАП задержание автомобиля, если ответственность его владельца не застрахована.

Если на дороге особо не наглеть, то останавливают редко. А если еще и не живете по месту постоянной регистрации, то можно и штраф не платить: пристав-исполнитель, придя к вам домой по адресу прописки, уйдет восвояси ни с чем! Никаких мер по розыску нарушителя закон в данном случае не предусматривает. Спустя год постановление утратит силу.

Конечно, я намеренно сгущаю краски. На всякого «умника», тем более на злостных нарушителей, найдется управа, причем в рамках закона. Вот только заинтересован в его исполнении прежде всего потерпевший – это ему надо получить деньги за разбитый автомобиль. Самое забавное в этой ситуации, что «везунчиками» можно считать тех, у кого сумма ущерба большая: они могут позволить себе нанять юриста (расходы на это будут оплачены), который и в суде дело правильно проведет, и нарушителям наглеть не даст, и с приставами на одном языке пообщается. А что делать тем, у кого сумма ущерба пара-тройка сотен долларов? Ни юриста нанять, ни экспертизу провести. На почтовые расходы и то не хватит. Вроде как все правильно делал, а все равно в дураках остался. Вот и начинаются разговоры: обдираловка честных граждан страховыми компаниями, продажность ГИБДД, равнодушие государства…

Но кого-то такие неудачи закаляют. Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. И мы обязательно доведем дело до логического конца, добьемся, чтобы виновник аварии г-н Лагадзе был наказан и возместил ущерб. А как это правильно сделать – расскажем читателям в одном из номеров журнала.

Подпишитесь на «За рулем» в