Солнечное затмение

СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ

В принципе, ничего противозаконного в этом нет. Существует специальный ГОСТ 5727-88 (с изменениями от 2002–01-01), устанавливающий правила игры. Краткое изложение этого документа можно найти в приложениях к ПДД – прежде чем экспериментировать, прочитайте!

Поводов затонировать стекла больше чем достаточно. Жители южных районов спасаются от солнечной радиации – хорошая пленка отражает добрую половину лучей. Ездить в такой машине гораздо прохладнее, а элементы отделки салона не выгорают, не коробятся и не плывут.

В средней полосе иные приоритеты. Звезды, предприниматели и депутаты ценят приватность, впрочем, желающих скрыться за непрозрачным стеклом полно и среди простых смертных. У дам свой резон – не спровоцировать сильную половину на проявление знаков внимания. Они-то знают – в бесполом потоке двигаться безопаснее! Реже попадаются ценители красоты – тонировка в цвет кузова придает авто стильный вид. Проблем с подбором колера не бывает – солидные фирмы выпускают пленку пятидесяти оттенков!

В явном меньшинстве поборники безопасности. Да и понимать ее можно по-разному. Одни полагают, что даже мелкие осколки закаленного стекла могут доставить крупные неприятности – пусть лучше останутся на подложке. Другие возлагают на пленку охранные функции – надежно держать в проеме разбитое злоумышленником окно. Некоторым образцам это вполне по силам, но вандалоустойчивый вариант много дороже.

А вот любителей тонированной оптики и зеркальных пленок вынуждены огорчить: и то, и другое у нас вне закона – от таких предложений стоит держаться подальше.

Вне зависимости от мотивов, успех мероприятия сильно зависит от качества пленки. Нынче на рынке можно встретить три основных вида. Первые, так называемые профессиональные, изготавливают чаще всего в США. Они удовлетворяют всем необходимым требованиям и отличаются завидной стойкостью – обычная пленка выгорает лет через семь, металлизированная служит вечно! Кстати, благодаря многослойной структуре влияние на температуру в салоне не зависит от степени черноты – с жарой хорошо справляются и абсолютно прозрачные экземпляры! Следующий вариант относится к эконом-классу. Делают их в развивающихся странах по фирменным рецептам, но скорость потери товарного вида у этих изделий гораздо выше. Третий вид – чистая контрабанда: не соответствует никаким ГОСТам, а в затонированном автомобиле ни зги не видно ни снаружи, ни изнутри.

K сожалению, отличить зерна от плевел не так-то просто. Лишь на лайнере (защитном слое, удаляемом при монтаже) пленок LLumar есть стилизованный логотип – в иных случаях косвенным ориентиром служит цена и (или) выражение лица рыночного торговца.

Впрочем, качественное сырье еще не гарантирует приемлемый результат – надо набить руку и соблюсти технологию. Везет не всем – при средней норме 3,5 погонных метра пленки на машину иным самодельщикам не хватает и десяти! Короче, любителям не позавидуешь. Как обстоят дела у профессионалов?

ЖЕЛЕЗОМ ПО СТЕКЛУ

В уважающих себя мастерских стекла для тонирования не вынимают из проемов. Ничего удивительного – добрая половина надежно приклеена, извлечение остальных связано чуть не с полной разборкой двери и подъемного механизма. Неудобно, долго, дорого – словом, прошлый век! А вот без демонтажа внутренних уплотнений не обойтись – без «поднутрения» край пленки при опускании стекла может задраться.

Кроят заготовку обычно по месту, а трафареты используют лишь для сложных поверхностей (главным образом, всевозможных вставок и форточек). По шаблону работать сподручнее, но на все модели картона не напасешься. Кроме того, допуски у отдельных марок машин превосходят все мыслимые пределы! Порой кажется, что детали на конвейере подгоняют индивидуально. Выручает раскройный стенд с прозрачным столом и внутренней подсветкой.

Следующий шаг – усадка пленки по форме стекла. Если этого не сделать, надежного прилегания не добиться, а в зоне контакта образуются пузыри. С виду все просто – пленку укладывают на смоченное стекло защитным слоем вверх и разогревают феном. Проблема в том, что температура «исходящего» воздуха достигает 500–600°С, а местный перегрев чреват разрушением. Очевидно, тут нужна твердая рука!

После этого остается лишь вымыть и обезжирить стекло, нанести активирующий клей, установочный раствор, снять лайнер и приложить пленку. Контуры должны точно соответствовать прозрачной части стекла – на шелкографию ничего не приклеится!

Финишная операция называется выгонкой – мастер изгоняет из зоны контакта раствор и остатки воздуха, обеспечивая беззазорное соединение поверхностей. Нити обогрева здесь не помеха – пленка плотно облегает и их. Через несколько часов все окончательно высохнет, однако окна должны оставаться закрытыми еще не менее двух дней. Зимой, дабы застывшая влага не подняла поверхность, стекла принудительно высушивают тем же феном.

ТЕМНОЕ ДЕЛО

Проблему «куда податься?» лучше всего решать по рекомендациям. Как еще отыскать профессионала, знающего и любящего свое дело! А для первопроходцев есть несколько рекомендаций.

Важнейшее условие качественной работы – почти идеальная чистота. Поэтому помещение должно быть хорошо изолировано от смежников. Особо опасные соседи – «жестянка» и шиномонтаж.

При себе клиент должен иметь лишь машину и кошелек. Шампунь, пленка, пистоны и прочая дребедень – не его забота.

Оборудование, при всей его скудности, должно быть специализированным. Бачок для опрыскивания цветов в данном случае не годится – в профессиональном, к примеру, есть фильтр для воды. А нож, предназначенный для резки пленки, только внешне схож с канцелярским – он из куда более прочной стали.

Профессионалы работают аккуратно, но споро – процесс, как правило, не занимает более трех часов.

Ориентировочные цены в Москве – около 20 у. е. на машину за материал и 75 – за работу. Иномарки обходятся подороже – в среднем 130 у. е

.

Настоящие мастера качество гарантируют. Разумный срок действия обязательств – не менее двух лет.

Подпишитесь на «За рулем» в