Душ для форсунки

ДУШ ДЛЯ ФОРСУНКИ

Но автомобилист, решивший самостоятельно обслуживать машину (или хотя бы не лишенный любознательности!), должен правильно понимать смысл некоторых кодов. Например, «протокол» системы Bosch 7.9.7 содержит код неисправности Р 300. В переводе с немецкого это звучит так: «обнаружены случайные (множественные) пропуски зажигания». А коды Р 301, Р 302, Р 303, Р 304 – «обнаружены пропуски зажигания в первом (втором, третьем, четвертом) цилиндре».

Полагаете, тут все ясно? Ошибаетесь. Конечно, при неисправностях самой системы зажигания (свечей, проводов, катушек и т. д.) появятся перебои в работе цилиндров или какой-то вообще откажет – в полном соответствии с названием этих кодов. Упадет мощность, мотор начнет потряхивать… Но на самом деле разработчики протокола Bosch 7.9.7 имели в виду более широкий круг проблем (скорей всего за формулировку «пропуски зажигания» стоит помянуть недобрым словом переводчика!). Перечисленные коды могут указывать и на то, что отказала форсунка какого-то цилиндра (не управляется или засорилась), упала компрессия (завис или прогорел клапан и т.п.) – а значит, нужно говорить о пропусках в воспламенении («пропусках вспышек»), не обязательно связанных с зажиганием!

Вы спросите, как контроллер узнает об этих событиях? По изменению характера и уровня крутильных колебаний коленвала. Вы наверняка видели, как мотор, который «троит», дергается в ответ на крутильные колебания коленвала. Исправный же работает намного ровнее. Опираясь на сигналы датчиков положения коленчатого и распределительного валов, контроллер решает, какой из цилиндров виноват в неравномерности работы, но при этом не отличает убитую свечу от прогоревшего клапана.

Обнаружив пропуски вспышек, допустим, в первом цилиндре, стоит сразу проверить компрессию. Нормальная? Проверим заодно и свечу. В порядке? Тогда, если мотор восьмиклапанный, попробуем заменить блок катушек зажигания заведомо исправным. В шестнадцатиклапанном моторе меняем местами катушки зажигания. Если ошибка переместилась в другой цилиндр, то вы уже знаете причину! На восьмиклапанном моторе также проверяем высоковольтные провода. Можно и свечи. Но если «перекрестный допрос» системы зажигания ничего не дает, остается грешить на форсунку. А что с нею сделаешь в гаражных условиях? Вряд ли у вас имеется специальный проливочный стенд – его не в каждом сервисе найдете. Но можно поменять местами форсунки соседних цилиндров. Если ошибка перекочевала из первого цилиндра во второй – значит, виновата засорившаяся форсунка. Хотите – поставьте новую. Но есть возможность промыть отказавшую. Потребуются очиститель карбюратора (обязательно с припиской «синтетическая формула», другие неэффективны) и несложное приспособление (см. рис. и фото). Форсунку вставляем в приспособление и закрепляем штатной скобочкой – под нее есть пазы.

Конечно, для промывки необходимо открыть форсунку, подав на нее напряжение 12 В. И, кстати, очень рекомендую промыть ее в обоих направлениях. Как правило, процедура себя оправдывает.

Подпишитесь на «За рулем» в