Микстдекер

Микстдекер

«Не то, чтобы медленно, а скорее незаметно и без какого-либо напряжения – трехсотсильный мотор едва слышно бурчит где-то в двенадцати метрах сзади, мягко переключается автоматическая коробка. А стрелка спидометра все ползет и ползет вперед… «Слабая динамика» – безапелляционно припечатал коллега. Мне тоже так казалось, пока за руль не сел добродушный Герман Зехендер, поседевший на испытаниях автобусов. Тогда все стало на места: равномерный без дерготни разгон достаточно напорист, но комфортен для пассажиров, а поддерживать высокую и равномерную скорость помогают не столько лошадиные силы, сколько опыт и точный расчет водителя. В общем, дело было не в бобине…

Новый автобус «Мерседес-Бенц Цитаро LE U» предназначен для междугородных перевозок, о чем свидетельствует последняя буква в индексе (Uberland). Две другие расшифровываются как «низкий вход» (Low Entry), высота которого всего 320 мм. Ровно столько же у обычного городского «Цитаро», от которого, собственно, и взята вся передняя половина, включая средние двери. Низкий пол облегчает посадку-высадку для пожилых пассажиров, инвалидам на колясках предназначена специальная откидная рампа – альтруизм грамотно простимулирован государством, ее наличие дает налоговые льготы компании-владельцу. На средней площадке можно поставить и чемоданы, специальных багажных отсеков у этого автобуса нет. Тыльная сторона спинок кресел стала округлой, а ножки-кронштейны менее массивными – за эти элементы пассажиры не должны цепляться ногами.

Задняя часть салона отведена для пассажиров дальнего следования, здесь располагаются надолго, а потому без третьей боковой двери вполне можно обойтись. Из передней части сюда ведут две ступеньки, дальше пол поднимается наклонно, так что кресла стоят своеобразным амфитеатром. Справедливости ради отметим, что на самых задних местах шумновато на ходу. Чтобы обеспечить достаточную высоту потолка, а над проходом она составляет не менее 196 см, крыша сделана ступенчатой. Однако благодаря ее ровной боковой кромке и низкому остеклению, как у городской модели, двухуровневая планировка снаружи практически незаметна. Да и надстройка в корме выглядит вместилищем каких-то конструктивных «наворотов», подобно передней, где спрятана система кондиционирования. Поднимать вверх всю крышу от носа до хвоста не стали не только из соображений унификации или экономии веса. Потолок на трехметровой высоте рождал бы неприятное ощущение.

[caption id="attachment_193222" align="aligncenter" width="150" caption="Руль регулируется вместе с передней панелью. Автоматической

коробкой передач управляет не селектор, а клавиатура – вполне удобное решение.

"]

[/caption]Высокий пол в корме – не самоцель, а результат перехода на другую компоновку. Низкопольные автобусы заставляют применять сложные портальные мосты, компактные трансмиссии и подвески, выгораживать в хвосте салона громадный «стол», под которым спрятан мотор – все это удорожает и усложняет конструкцию, сокращает вместимость. Другое дело туристические «хайдекеры» (от High Decker – высокая палуба), которые позволяют легко разместить и обслуживать мотор, трансмиссию. Междугородный «Цитаро LE U» можно назвать «микстдекером», он сочетает в себе достоинства обоих – удобный низкий пол городского «Цитаро» и стандартные агрегаты туристического «Интегро».

Впрочем, от добра добра не ищут, мотор здесь наиболее мощный «цитаровский» – рядная «шестерка» ОМ 457 12 л/299 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Двигатель лежит горизонтально на левом боку, но просторный отсек сделан с запасом и может вместить более крупные вертикальные или V-образные агрегаты. Впрыск мочевины (водного раствора карбамида), которую в Европе нарекли элегантным названием «Эд-Блю» (Ad-Blue – дословно, добавь голубого), обеспечивает выполнение экологических норм Евро IV. При этом расход «голубого», которое заливают в специальный 45-литровый бак, составляет 3–5% от расхода дизтоплива, а при увеличении до 5–7% можно уложиться и в жесткие перспективные Евро V.

Шестиступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6 HP 592 оборудована встроенным пятиступенчатым ретардером (гидронасосом-замедлителем). Он срабатывает и от рычажка на рулевой колонке, и при нажатии на педаль тормоза, что удобно при частых остановках. Само собой, есть антиблокировочная система, она обязательна уже и в России. Регулируемая пневмоподвеска может присесть или наклониться вправо на остановке, эта функция называется «книлинг» (Kneeling, дословно, коленопреклонение). Новый «Цитаро LE U», а вместе с ним и низкопольные городские «цитаро» получили независимую подвеску впереди, что способствует повышению точности управления, снижению уровня шума и вибраций.

«А сейчас смертельный номер!!!» – нет, таких слов не произносили, хотя имели полное право. Видели в цирке или кино, как носится мотоцикл по вертикальной стенке? А теперь представьте тот же трюк в исполнении… автобуса! Правда, не нашего длиннющего «Цитаро» с трехметровыми свесами, а чуть более короткого и высокого «Туриста». Рывок в сторону – и картинка в лобовом стекле ложится набок, словно в телевизоре. Здоровенный стеклянный ящик несется по кольцевой стенке со скоростью 110 км/ч, двукратная перегрузка вжимает пассажиров в кресла – и тут невозмутимый Герман снимает обе руки с руля и поднимает вверх, демонстрируя отличную устойчивость автобуса… Рывок на выходе – картинка в стекле принимает нормальное положение, но мозги еще какое-то время взболтаны, словно ложкой. Говорите, так не бывает? На «мерседесовском» полигоне в Мангейме бывает и не такое. Жаль фотографировать нельзя, так что придется верить на слово…

Автобус предоставлен компанией «ЕВОБУС РУССЛАНД».

Подпишитесь на «За рулем» в