Ключ на старт!

Ключ на старт!

Основная функция замка (выключателя) зажигания ясна из его названия. Но при включенном зажигании питается еще целый ряд систем автомобиля. Изучите схемы положений ключа – и вы узнаете, например, что только при включенном зажигании подается питание на обмотку возбуждения генератора, контрольные приборы, указатели поворота, стеклоочистители и т.п. Выключенное зажигание часто обесточивает и прикуриватель, огорчая не только курильщиков, но и владельцев различных устройств, питаемых от гнезда прикуривателя, – шинного компрессора, антирадара, гайковерта и т.п. Если не знать этих азов, то даже в мелочах придется полагаться на сервис. А это почти всегда дорого, но не всегда эффективно.

Вторая, не менее важная функция замков зажигания – включать стартер. Кроме того, они часто управляют питанием фар и других осветительных приборов. Но не все. На некоторых автомобилях лампы освещения и другие потребители могут включаться кнопками и клавишами, независимо от замка.

Механическая часть устройства – это более или менее обычный замок. [caption id="attachment_197467" align="aligncenter" width="150" caption="Роторы замков зажигания (вверху вид со стороны контактов зажигания и стартера). Слева – вариант 2108, справа – 2110.

Ротор «восьмерки» с двумя контактными сторонами, пластины подпружинены. Одна управляет включением зажигания, стартера и головного света,"]

[/caption]Один проще, другой более замысловатый. Особо хитрые можно найти на иномарках. На современный замок часто возлагают еще одну задачу – блокировать поворот руля при постановке машины на стоянку. Ключ даже самого немудреного «жигулевского» замка терять не следует – если запасного нет, то скручивание проводков, как в американском боевике, не спасет: не разломав замок или гнездо под него, запертый руль не разблокируешь. Слухи о том, как «легко» запорный ригель ломается от поворота руля, запущены богатырями. Скромные злодеи-профессионалы сворачивают личинку замка воровским приспособлением – и мышц не надрывают.

В современных замках обычно есть еще одна опция – они не допускают включения стартера при уже работающем двигателе. Обратная сторона медали: после неудачной попытки пуска нужно вернуть ключ в исходное положение (OFF) и затем уже повторить попытку. Функция заложена либо в механику замка, либо в контактную часть (на иномарках – как правило).

Как и сам автомобиль, конструкции замков развивались постепенно, от самых первых, примитивных устройств до серьезных, защищающих машину не только от ребятишек.

Довольно хорошо прогресс прослеживается по отечественным конструкциям – их можно условно разделить на четыре группы, которые здесь представлены.

К первой группе отнесем замки уже «исторических» легковых автомобилей: «Москвич-401…408», ЗАЗ-965, 966, «Победа», «Волга» ГАЗ-21 – и ряда грузовиков. Замки простенькие – отмычку подобрать легко. Включают зажигание, поворотники и стартер. Защиты от ошибочного включения стартера нет. Это минус. Зато контакты весьма надежные, скользящие – они отлично самоочищаются.

Вторая группа – замки «жигулей» ВАЗ-2101…2107. На них появился механический блокиратор руля, актуальный и по сей день. Но защиты от ошибочного включения стартера нет. Позднее эти замки обосновались на ЗАЗ-968, «Москвиче-2140», «Волге» ГАЗ-24. Механическая часть нареканий не вызывала, а вот с включением мощных потребителей случались проблемы. Были у замков разные варианты электрической части, но без разгрузочного реле в цепи стартера контакты замка, как правило, обгорали. Случалось это и с контактами питания фар.

Третья группа замков – на «восьмом» и «десятом» семействах ВАЗа. Их снабдили защитой от ошибочного включения стартера, а ключ стал двусторонним – правильно вставить его в личинку даже в темноте не проблема. Контакты скользящие, самоочищающиеся. В схему включения стартера на «восьмом» семействе ввели разгрузочное реле, а сам замок управляет не только включением стартера и зажигания, но также головного света фар и габаритных огней. На «десятке» замок получил подсвеченную личинку, зато сам стал проще. Включает только зажигание и стартер – причем последний без разгрузочного реле! Эта «экономия» многим автовладельцам влетала в копеечку: самопроизвольное включение стартера при работающем двигателе стало притчей во языцех!

Четвертая группа – замки зажигания «Калины», «Шевроле-Нивы». Механическая часть у них практически та же, что у третьей группы. А вот электрика – более передовая. В замок встроен приемник иммобилайзера, а в ключе прячется чип. Иммобилайзер даст разрешение на пуск двигателя только после того, как прочтет код чипа. Конечно, все это касается и ключа-дубликата.

Наименее защищен антикварный автомобиль с простым замком. Угонщики-профессионалы – люди высокой квалификации, знающие слабые места любой машины. На простеньком «жигуленке» немало таких мест – взломав личинку замка, завести его мотор куда проще, чем возиться с проводами! Так что охранные системы нет-нет да оказываются полезны. «Самодельщики» иной раз обходятся без покупки фирменных систем (особенно для недорогого автомобиля) – парочка собственных, нестандартных секреток («заморочек») может оказаться полезней.

«Шеви-Нива» и «Калина» защищены серьезно. Рядовому вору довольно трудно победить заводской иммобилайзер – например, «Калины». Побольше надежности этой системе, цены бы ей не было!

Подпишитесь на «За рулем» в