Бензин-убийца

Бензин-убийца

Летом 2006 года мой давний знакомый приобрел новый «Фокус» с двигателем 1,6 л. Первые 6000 км машина работала прекрасно. Топливо хозяин покупал всегда на одной и той же АЗС. Но однажды Дима был вынужден залить в почти пустой бак 18 л бензина на другой столичной станции. Уже через полтораста километров мотор как-то сдал. А утром из «ракушки» машину выталкивали руками – не завелась.

Расстроенный хозяин позвонил в дилерский центр «Форд», который и доставил авто на эвакуаторе в один из своих филиалов. Там замерили компрессию – и вынесли вердикт: «Закоксовались поршневые кольца, а это вина владельца – ездил на плохом бензине!». Потрясенный «виновник» понял, что его дурят – ну как можно угробить двигатель двумя ведрами бензина! А когда сердобольный слесарь тихонько пообещал все исправить за 300 у.е., хозяин решил, что мотор имеет какой-то дефект, о котором знает фирма, но вину хочет свалить на него.

«Фокус» отправили в центральный дилерский центр, и владелец попросил меня выступить в качестве специалиста. Дело серьезное. В назначенное время вокруг многострадальной машины собрался консилиум: начальник производства, инженер по гарантии, мастер моторного цеха, хозяин авто, слесари и ваш покорный слуга.

Работа комиссии началась с повторной проверки компрессии. Увы, все подтвердилось. С такими показателями – от 4 до 5 кгс/см2 – мотор не заведется. Представители фирмы единодушно заявили: «Поверьте опыту – это бензин! Хозяин неудачно заправился, ему и отвечать». Но я не спешил соглашаться – опять-таки исходя из опыта. Заглянул в корпус воздушного фильтра: масла полным-полно. Но – первозданно чистого. Под клапанной крышкой – та же картина. Никаких следов смолистых отложений. Но факты упрямая вещь: компрессии-то нет!

Сняли головку блока и рассухарили впускные клапаны. Они не погнуты и следов смолы на стержнях нет. Капнули моющей жидкостью на внутреннюю сторону тарелки – заметного растворения нагара не дождались, лишь корка немного приподнялась. На фокусы с маслом не похоже.

Осмотрели камеры сгорания: в них слой какого-то необычного, не шершавого, а скорей напоминающего лак, нагара. Такой же на днищах поршней – твердый, прочный. Но я еще стоял на своем – в моей практике кольца закоксовывались только из-за масла. «Фордовцы» же пеняли на топливо. А как быть хозяину? Ведь для него вырисовывалась весьма неприятная перспектива. Этот мотор – из тех «одноразовых», о которых мы уже рассказывали (ЗР, 2006, № 9). Мои коллеги с «Форда» сообщили, что традиционные виды ремонта для него не предусмотрены – о расточке и тому подобном, мол, забудьте. Мотор надо менять. На худой конец, можно заменить «неделимый» комплект деталей: блок цилиндров, коленвал, поршни, кольца, шатуны. Обойдется это в 140 тысяч рублей.

Представьте чувства владельца! После краткого «совета в Филях» решили: отдаем двигатель в ремонт другой фирме, которая на этом специализируется, – глядишь, на нейтральной территории картина прояснится. Примечательно, что «фордовцы», уже отказав клиенту в гарантии, согласились полностью разобрать мотор в присутствии представителя дилерского центра – и если окажется, что причина повреждений все же не эксплуатационная, а техническая, то дилерский центр все издержки возьмет на себя – иначе говоря, выполнит свои гарантийные обязательства. Признайтесь, часто о таком слыхали? Кстати, роль представителя-наблюдателя возложили на уже упомянутого начальника производства.

Дальнейшее – дело техники: мотор разбирают мастера «Хонсервиса» в строгом соответствии с технологией.

Вот вынули поршни. Кольца намертво закоксованы – нагар твердый и прочный, почти не поддающийся очистке и мойке. Никогда я не видел такого по вине масла! К тому же машина на нем уже немало прошла и работала отлично – тогда почему кольца неожиданно «залегли» в последней поездке? Все понятно! Правы «фордовцы»: всему виной топливо. Век живи – век учись. Дмитрию еще крупно пофартило: цилиндры оказались в отличном состоянии, поршни – после демонтажа погибших колец и чистки – тоже. Осталась одна проблема – где взять новые кольца, если их «по определению» взять негде? В «Хонсервисе» подходящие кольца найти сумели – но назовем это местным «ноу-хау»!

Конечно, попав на специализированную фирму, владелец «Фокуса» понял, что этой ситуацией стоит воспользоваться по максимуму – и описанным ремонтом не ограничился. По его просьбе – ведь двигатель все равно разобран! – заменили маслоотражательные колпачки, выполнили кое-какие дополнительные работы. Хозяина можно понять: зачем же впоследствии терзаться тем, что поскупился, сделал для своей машины не все, что следовало, а в итоге расплачиваешься за повышенный угар масла, снижение компрессии и т.п.? В то же время, если ремонт выполнен с высоким качеством, мотор станет как новый и работать будет отлично, а на такое дополнительных расходов не жалко. Кстати, с учетом весомого объема выполненных работ с ручной доводкой, потраченных запчастей и материалов владельцу пришлось заплатить около 50 тысяч рублей – примерно в пять раз меньше, чем стоила бы замена двигателя на новый.

Итак, наш герой немало сэкономил. Ну а гарантия? Увы, с ней пришлось распрощаться. Воистину никто не знает, что ждет его после очередной заправки.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Напомним читателям, что низкосортным топливом и маслом в самом деле можно повредить двигатель. Например, встреча поршней с клапанами возможна не только из-за обрыва ремня ГРМ или превышения допустимых оборотов, но и в случае, когда клапаны «зависают» из-за вязких смолистых отложений на их стержнях. Как правило, в этом виновато «левое» топливо, что в наши дни, к сожалению, не редкость.

Другая беда – закоксованные поршневые кольца: прихваченные нагаром, они практически не уплотняют поршни в цилиндрах. Компрессия падает настолько, что мотор может вообще не завестись. Обычная причина – применение некачественного масла. Некоторые читатели наверняка помнят былые опыты «экономных» автомобилистов, применявших «камазовское масло». Польза от этого была единственной: несчастье прибавляло ума.

Подпишитесь на «За рулем» в