Глазами владельца. ЗАЗ 968М — журнал За рулем

Глазами владельца. ЗАЗ 968М

Глазами владельца. ЗАЗ 968М

Есть такая компьютерная игра — «Need for speed». Ее пятая версия полностью посвящена автомобилям марки Porsche, начиная с модели 356. Игра появилась у меня в 2000-ом году, а через два года я, получив права, сел за руль ЗАЗ 968М. Машина 1985 года выпуска с пробегом в двадцать четыре с чем-то тысячи километров досталась мне по наследству.

Машина просуществовала моей семье семнадцать лет. Я катался на ней немного и недолго, около 3500 километров проехал за сезон (именно сезон, зимой машина стояла в гараже из-за перманентных проблем с холодным пуском и отопителем). За все время эксплуатации (еще во времена СССР было дело) крупная поломка была только одна — сломался левый рычаг задней подвески. Хорошо, что это случилось в момент трогания с места. Еще постоянно выходили из строя (текли корпуса, выкрашивались пластины) тяжеленные черные советского производства аккумуляторы, ну не везло нам с этими батареями, что поделать. Хрустели от рождения подрулевые переключатели. Правда, функцию свою выполняли. Много это или мало — не знаю. Мне машина проблем не доставляла. Конечно, пробег в 28000 километров серьезным назвать нельзя. Плюс щадящая летняя эксплуатация…

Пусть я и ездил на этой машине недолго, все же у меня от нее остались очень яркие и разнообразные впечатления. Ими и поделюсь.

После первых же поездок стал проводить некоторые аналогии. Приятно сознавать, что у твоей машины так много общего c Porsche, пусть и полувековой давности.

Аналогия номер раз — двигатель: мощность — 40 л. с., расположен сзади, вне базы. Расположение цилиндров (4 штуки)… ну, почти оппозитное. Охлаждение — воздушное, отсюда и неповторимое звучание, как на холостом ходу, так и в движении. Расход топлива (АИ-76) — примерно 10 литров на сотню. (Пробка бензобака под капотом в аналогии как- то не вписывается, но решение очень мудрое В нашем мире любителей халявного бензина — самое то!).

Аналогия номер два — кузов: количество дверей — 2, (на задних крыльях и крышке капота двигателя миленькая такая перфорация — одно слово «мыльница»).

Аналогия номер три — круглые фары. «Габариты» — отдельно!. (Помните анекдот: «Отчего у „Запорожца“ фары круглые?.....»).

Аналогия номер четыре — никакой, ну просто совсем никакой багажник (признак породистого спорткара!). Аккумулятор, скорее всего, влез бы и в моторный отсек, но, видимо, конструкторы решили не нагружать заднюю часть машины лишними полутора десятками килограммов, а потому батарея установлена в переднем левом углу багажника.

Из «нестандарта» на автомобиле были: багажник на крыше, два дополнительных стоп-сигнала за стеклом, выключатель «массы» (он же противоугонное устройство), а также радиоприемник «Былина» (в движении бесполезен — ничего не слышно), индикатор работы «ручника» и самодельная защита глушителя.

«Железо» — вроде толще, чем на шестерке ВАЗа, на которой учился водить, это чувствовалось по солидному весу дверей. А с каким неповторимым чмокающим звуком они открывались. И закрывались! Форточки — отдельный разговор. Вентиляцию салона они, конечно обеспечивали, но в дождь, если закрыть — запотевали стекла, если открыть- вода затекала в салон.

Руль легкий, но это, скорее всего, заслуга малой массы машины. Само рулевое колесо из очень жесткого пластика, обод тонкий и скользкий, поэтому большую часть жизни проработал в оплетке. Приборов — необходимый минимум. Из излишеств — только часы.

У приборного щитка моей машины была одна неприятная особенность. Контрольные лампы, кроме тех, что отвечали за давление масла и заряд аккумулятора, горели только в дождь, видимо контакт восстанавливался при повышенной влажности. То же и со звуковым сигналом. Отсутствие у стеклоочистителей прерывистого режима — неприятно.

Зато к эргономике претензий почти не возникало, по крайней мере, к рабочему месту водителя. Особенно порадовало то, что педальный узел по сравнению с классикой ВАЗа просто необъятный. Черный кожзаменитель обивки смотрелся неплохо, но в летнюю жару очень хотелось посадить на сиденье (между прочим, довольно удобное) того, кто придумал для него подобную обивку. И чтобы он при этом был без брюк.

Я не баскетболист (177 см.), но человек достаточно упитанный (88 кг.), а потому на заднее сиденье пробирался только в случае крайней необходимости. (Кстати, вот и аналогия номер пять: несмотря на инструкцию по эксплуатации посадочная формула реально все-таки 2+2.).

А вот колесная формула, несмотря на данные производителя, — практически 4Х4, по крайней мере, ощущения от езды по бездорожью даже на лысых покрышках И-151 именно такие. Круче — только «Нива».

Из неприятного — нечеткие ходы рычага переключения передач и — это уже особенность моей машины — нестабильное включение передачи заднего хода. А при прохождении техосмотра попытки «экологов» отрегулировать токсичность кончались тем, что машина отказывалась ехать…

В движении по городу мощности двигателя не хватало, чтобы удержаться в потоке на каждой передаче его приходилось «выкручивать» по максимуму. Это было неприятно из-за соответствующего звукового сопровождения. Но….

Несмотря на все неудобства в эксплуатации и мелкие «глюки», связанные с устаревшей конструкцией и почтенным возрастом авто, одного у «Запорожца» не отнять — того доброжелательного внимания, с которым провожали взглядом мою машину. Почти все.

И еще. Близкий к «Запорожцу» по конструкции Porsche 356 за полвека эволюционировал в Porsche 911. «Запорожец» мутировал в «Таврию». Обидно.

За стилистику-орфографию-пунктуацию — заранее прошу прощения. Уж как научили… Про починки-замены-модернизации не писал, потому что сам не занимался, а с чужих слов — не хочу. Фотографию машины прилагаю. Илья, Казань

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...