С прохладцей

С прохладцей

Общие вопросы эксплуатации кондиционера мы рассмотрели в прошлом номере журнала. Теперь поговорим о роли важнейших устройств в этих системах.

В кондиционере с терморегулирующим клапаном хладагент из конденсатора поступает в фильтр-осушитель, у которого несколько функций: сохранять некоторый запас хладагента, очищать его от примесей, удалять влагу. Водяные пары адсорбируют гранулы силикагеля, помещенные в матерчатый мешочек. Не дай бог ему порваться: поток хладагента разнесет гранулы по всем уголкам агрегатов и трубок, грозя закупоркой. Если это случилось, придется вскрыть и промыть все и вся.

При замене любого элемента системы рекомендуют одновременно менять и фильтр-осушитель. Тут не ошибитесь! Купленный фильтр должен быть с заглушками на штуцерах, в противном случае силикагель наверняка уже насытился влагой из атмосферы – и ни на что не годен. Новый фирменный фильтр-осушитель стоит от 60 до 90 долларов.

На некоторых фильтрах-осушителях есть окно для проверки состояния хладагента. В справочной литературе можно найти объяснения пузырькам, помутневшему, вспененному хладагенту, но для неопытного человека эта информация зачастую лишняя: нередко уже через несколько минут работы кондиционера пузырьки исчезают, а позже могут вновь появиться. Ведь факторов влияния тут много – от режимов работы системы до погодных условий. Поэтому, если кондиционер по всем другим признакам исправен, паниковать не надо. Современные фильтры, как правило, без таких окошек, а серьезная диагностика кондиционера проводится в сервисе.

В кондиционере с расширительной трубкой очистка хладагента и отбор влаги происходят в аккумуляторе, расположенном между испарителем и компрессором. Почти все, что сказано о фильтре-осушителе, справедливо и для аккумулятора (включая и проблемы сушки хладагента). А специфическая задача аккумулятора – переводить хладагент в газообразное состояние, ведь после этого он поступает в компрессор, а тот не рассчитан на работу с жидкостью – и наверняка сломается.

Важнейший элемент любого кондиционера – компрессор. Его неисправность выдает характерный шум, у которого два основных источника: износ подшипника шкива или поломка насосной части компрессора. В первом случае шум слышен даже при выключенном компрессоре. С ремонтом не тяните: если подшипник заклинит, может повредить шкив, нажимной диск и вал компрессора. Последнее – приговор агрегату, его придется менять. Если компрессор приводится отдельным ремнем, лучше его снять и так двигаться к месту ремонта.

Ремонтировать насосную часть компрессора еще сложнее. Производители компрессоров поставляют в запчасти лишь сальники и прокладки, поршневых комплектов не бывает. Иной мастер может сотворить что угодно. Например, из задранного цилиндра выкинет шатун с поршнем – пусть работают оставшиеся. Правда, сразу возникнут неустранимые вибрации, но ведь не каждый хозяин это заметит!

Новый компрессор обойдется минимум в 450–650 долларов. Но одной лишь заменой проблема не решается. Пока в системе находился неисправный компрессор, хладагент разнес по ней металлические частицы и прочий мусор – если все это попадет в новый агрегат, то и ему не жить. Значит, систему надо промыть. Но чем, где и как?

О растворителях или бензине не может быть речи – пострадают резиновые шланги. Только специальный сольвент! Разбирать систему не следует – это огромная, да и рискованная работа: можно повредить гайки, штуцеры и т.п., о которых мы уже говорили. Оптимальный вариант – безразборный, с применением моющей установки. Сольвент поступает в разрыв магистрали, грязь скапливается в фильтре установки. Для удаления отложений обычно хватает одного часа. После этого в системе с терморегулирующим клапаном меняют фильтр-осушитель, а в варианте с расширительной трубкой меняют и трубку, и аккумулятор.

Испаритель – важный элемент системы кондиционирования. Спрятан под панелью приборов. Атмосферный воздух, содержащий водяные пары, здесь охлаждается, влага конденсируется на трубках и ребрышках. На мокрый испаритель налипает дорожная пыль, эта «шуба» нарушает теплообмен – и эффективность конденсатора падает. Вот почему автомобиль с кондиционером обязательно должен быть укомплектован салонным воздушным фильтром. Последний, конечно, тоже забивается пылью – надо его регулярно менять. Чаще всего он помещен под пластиковую накладку ветрового стекла либо за перчаточный ящик в салоне. Но чистый фильтр – еще не все. Замкнутое пространство вокруг влажного испарителя – отличное место для размножения бактерий. Тому подтверждение неприятный запах в салоне.

Неспроста аэрозольные баллончики для обработки испарителя ныне так популярны – но владелец действует вслепую, а ведь даже отдельно от машины испаритель очистить трудно! Кстати – куда денется смытая грязь? Конечно, пойдет в тонкую дренажную трубку для слива конденсата. Закупорится – вот вам еще одна беда.

Производители даже не скрывают, что главная цель этой «аромотерапии» – придать воздуху в салоне приятный запах. Нередко бывает, что сильно загрязненный испаритель все же приходится менять.

В заключение – важное замечание. После замены любого узла систему кондиционирования необходимо вакуумировать. В сервисе это делают специальным насосом. Без этой операции в кондиционере может быть столько лишней влаги, что силикагель не поможет – и срок службы элементов системы существенно сократится.

Фильтр-осушитель. Корпус из алюминиевого сплава. Внутри находятся фильтрующий элемент и мешочек с силикагелем. Условия работы этого устройства отнюдь не тепличные. Под капотом большинства автомобилей довольно тесно, поэтому фильтр-осушитель часто размещают за передним бампером рядом с конденсатором, в царстве грязи и коррозии. На корпусе довольно быстро образуются язвы, а там и до утечки хладагента один шаг. Крепления алюминиевого фильтра стальные: если между разнородными металлами нет изолирующих прокладок, то «разруха» резко ускоряется.

Аккумулятор. Корпус из алюминиевого сплава. В системе с расширительной трубкой обязательно находится между испарителем и компрессором; ведь важнейшая задача аккумулятора – перевести остатки жидкого хладагента в газообразное состояние, так как далее он поступает в компрессор, который не рассчитан на перекачку жидкостей. При попадании в него жидкости возможна поломка. Особенно опасно это для поршневого компрессора. Что касается других функций, они те же, что у фильтра-осушителя.

Расширительная трубка – устройство с сетчатым фильтром и жиклером внутри (на фото не виден). Светлая – новое изделие. Рядом трубка, покрытая отложениями продуктов износа – стружки, металлических опилок и т.п. Этот образец извлечен из системы, в которой насосная часть компрессора давно требовала серьезного ремонта.

Сердце кондиционера – компрессор. Бывают лопастные, спиральные, поршневые агрегаты – с постоянной и переменной производительностью. Компрессор обычно закреплен в нижней части блока цилиндров двигателя и приводится от шкива коленвала поликлиновым ремнем.

Самые распространенные – поршневые компрессоры, часто с пятью, семью, десятью цилиндрами. Очень эффективны, но требовательны к чистоте хладагента не меньше, чем поршневой двигатель к чистоте воздуха и топлива. Поршневая конструкция не терпит жидкого хладоносителя – гидроудар сразу ломает детали. Но и лопастной компрессор на перекачку жидкости не рассчитан.

Испаритель – сильно «засекреченный» элемент кондиционера. Скрыт от любопытных глаз под панелью приборов. При ремонте подобраться к нему весьма непросто. Поток воздуха, пройдя сквозь радиатор испарителя, охлаждается и поступает в салон. Конструктивно испаритель похож на конденсатор – здесь аналогичные трубки, ребрышки охлаждения – но испаритель гораздо компактнее. По месту «прописки» этот узел системы неплохо защищен от дорожной грязи, солевых реагентов и т.п., но здесь другая проблема: детали испарителя всегда влажные, на них оседает пыль.

Подпишитесь на «За рулем» в