Трактор на плаву

Трактор на плаву

С этой уникальной техникой, несущей тракторный номер на корме, читатели знакомы уже давно (ЗР, 1999, № 7). Тольяттинская фирма ПСА БРОНТО выпускает оригинальное транспортное средство повышенной проходимости более десяти лет (первая машина была представлена еще на МИМС-95). За это время продано более пятисот таких машин. Но если в 1995-м делали один-единственный вариант с кузовом «Нивы» ВАЗ-2121, то ныне снегоболотоходов – целое семейство.

МАРШ МОДИФИКАЦИЙ

На выбор – четыре варианта кузова на двух колесных базах. Напомним, в основе машины рама, изготовленная из уазовской. Мосты, рессоры и карданные валы тоже переделаны из деталей армейского вседорожника. Мосты, например, с бортовыми редукторами (но с главными парами от безредукторных) и самоблокирующимися дифференциалами. Над рамой – «территория ВАЗа». Кузов – от трех- или пятидверной «Нивы», именуемой сегодня «Лада 4х4». К слову, «Марш-Лонг» (с пятидверным кузовом) пользуется повышенным спросом, только для БРОНТО добыть такой из ОПП гораздо сложнее, чем обычный короткий с главного конвейера. Силовой агрегат – впрысковый двигатель 21214 с коробкой передач и «нивовской» же раздаткой. Длинный кузов монтируют на шасси с удлиненной колесной базой – 3012 мм против стандартной 2685. Не так давно прибавились еще две версии – короткий «Марш-Пикап» и длинный «Марш-Турист» (с мини-кунгом в задней части). Все машины оснащены гидроусилителями рулевого управления производства ИНМАШ (Стерлитамак). Колеса с недавнего времени тоже можно выбирать. «Трэкол» (производства одноименной фирмы) – на таких «Марш» делал свои первые шаги. Их водоизмещение позволяет короткой машине держаться на плаву. Хорошо зарекомендовали себя на любом снегу, работают при давлении от 0,05 до 0,4 атм, не повреждают верхний слой почвы.

Альтернатива – шины «Экстрим» московского Завода экспериментального транспорта – чуть меньше в диаметре, но с развитыми грунтозацепами, что делает движение машины по грязи более уверенным.

ПРОБА

На асфальте «Марш» неожиданно оказывается весьма динамичным. В машине не по-«нивовски» комфортно – кузов-то закреплен на раме через резиновые подушки, а потому шум от силового агрегата и трансмиссии практически не передается. Слышно лишь, как шуршат об асфальт покрышки... Но шоссе – не его стихия.

Сворачиваем на грунтовку и пробираемся к озеру. Загорающий на берегу народ с удивлением посматривает на странные, циклопических размеров «нивы». Поблизости есть крутые песчаные косогоры, на которых обычной «Ниве» пришлось бы изрядно потрудиться. На «Марше» пониженную в раздатке, вторую в коробке, газ можно не нажимать. На песчаном подъеме главное – не газовать, чтобы не провернулись колеса. Неспешно поднимаемся, медленно разворачиваемся – в поворотах малого радиуса передние колеса слегка проскальзывают, распрямляя траекторию (срабатывает самоблокирующийся дифференциал). Так же плавно спускаемся и переползаем через любые препятствия. Разница между этими двумя машинами – в геометрической проходимости и... ездовом комфорте. Коротышка легко преодолевает изломы любой крутизны, но слегка «козлит» на неровностях грунтовки. «Марш-Лонг» не столь подвижен, зато на кочках идет почти как лимузин – степенно покачиваясь.

ЗАПЛЫВ

Купание решаем открыть на коротышке – у него и масса поменьше, и колеса крупнее. Первый вход в воду с обязательным наблюдением за «ватерлинией» – колеса можно погрузить не более чем на две трети. Машина медленно сползает в воду по дну, и вот мы уже плывем!

«Марш», конечно, не торпедный катер, большую скорость в воде развить не сможет. Рекомендации по «сплаву» те же, что и при движении в гору: вторая пониженная, без газа. Большие обороты и брызги, поднимаемые колесами, хоть и выглядят эффектно, но лишь замедляют движение. Парусность у машины большая, потому против сильного ветра она плыть не может. Впрочем, этого от нее и не требуется. Достаточно, чтобы не утонула в болоте и преодолевала небольшие водные преграды.

Включив заднюю, разворачиваемся и ждем, когда «трэколы» догребут до берега. Выезд из воды не вызывает никаких трудностей – нащупав колесами грунт, машина уверенно выползает на сушу.

КОМУ СЛУЖИТ «МАРШ»

Примерно половина проданных машин эксплуатируется в северных районах Западной Сибири и Дальнего Востока. Четверть – в средней полосе: в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Оренбурге и на Южном Урале, еще четверть в южных районах – на Северном Кавказе, Ставрополье, в Ростовской области, а также в Казахстане.

Половину снегоболотоходов покупают частные лица – для охоты, рыбалки и экстремальных путешествий. Вторую – нефтегазодобывающие компании, изыскатели, энергетики (обслуживание ЛЭП в труднопроходимых местах), МЧС, администрация северных районов.

Наиболее популярные опции – лебедки, люки в крыше, фары-искатели, дополнительные обогреватели салона и предпусковые подогреватели двигателя.

Подпишитесь на «За рулем» в