Алё?

Алё?

...телефон в редакции не смолкает. А вопросы - частенько одни и те же. Так что имеет смысл отвечать более публично. Интересуетесь? Пожалуйста!

Дизелинг

После выключения зажигания двигатель "Жигулей" продолжает работать, но с такими сильными рывками, что, кажется, сорвется с опор. Почему? А что делать?

В это время смесь в цилиндрах воспламеняется не от искр на свечах, а от какого-то сильно разогретого источника - деталей свечи, крошек нагара. Сгорание больше похоже на детонационное, то есть взрывообразное, и происходит не в тех цилиндрах и не тогда, когда требуется. Поэтому двигатель испытывает сильные толчки, которые разрушают его детали.

Чтобы остановить двигатель, можно несколько раз резко нажать на педаль газа - смесь обогатится настолько, что перестанет воспламеняться. Он также остановится, если включить передачу, нажать на педаль тормоза, а затем включить сцепление.

Явление называется дизелинг, устранить его совсем иногда удается, снизив до минимума обороты холостого хода, и всегда - повысив октановое число плохого бензина. Для этого достаточно влить порцию заведомо хорошего или добавить бензин более высокой марки.

Сцепление не живет!

Очень быстро износились фрикционные накладки диска сцепления, почему?

Нормально работающее сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать. То есть ведомый диск, зажатый между маховиком и башмаком сцепления, не должен проскальзывать. Если он проворачивается, фрикционные накладки могут износиться за несколько сотен километров.

Причин пробуксовки несколько: замасливание фрикционных накладок (чаще всего из-за текущего сальника коленвала или первичного вала коробки передач); уменьшение усилия нажимного диска (обычно из-за потери упругости, поломок цилиндрических или диафрагменной пружин сцепления и ослабления крепежа).

Очень часто виноват сам водитель: не регулировал привод сцепления или постоянно держал ногу на педали сцепления на ходу.

Реже ускоренный износ накладок бывает из-за задиров на поверхности маховика или башмака (могли образоваться от сильно изношенного ведомого диска).

Чтобы продлить жизнь сцепления, надо вовремя менять изношенные диски на новые, не ездить с буксующим сцеплением. Приклепывать новые фрикционные накладки можно только латунными (а не стальными) заклепками, причем расстояние от их головок до поверхности накладки (т.е. величина, на которую может износиться накладка) должно быть не менее 1 мм.

Толчем воду в колесе

Читал и слышал, что колесо хорошо балансируется, если в шину залить немного воды, а лучше незамерзающей жидкости - глицерина, "Тосола" или тормозной. Почему этот способ не находит широкого применения?

Мы обычно отвечаем, что ни теоретически, ни практически этот способ ожидаемого эффекта дать не может. Но вот автор последнего письма, как говорится, достал нас, и мы решили провести испытания.

В качестве подопытного послужил ВАЗ-2108 с бескамерными шинами. Колеса были недавно отбалансированы и нареканий не вызывали. Сняв грузики с левого переднего колеса (их масса - 20 и 60 г с внутренней и наружной сторон), отправились на контрольные заезды. Характерный бубнящий звук разбалансированного колеса послышался уже на скорости 40 км/ч, а на "сотне" руль стал вибрировать и чуть дергаться из стороны в сторону.

В спущенное колесо ручным насосом накачали полстакана воды (дело было летом) и довели давление воздуха до нормы.

Звук на ходу сохранился, хотя стал глухим, вибрации на руле тоже не исчезли. Впрочем, показалось, что вибрация как бы смягчилась, и руль дрожал чуть меньше. Кроме того, признаки разбалансировки проявлялись не всегда, но их легко можно было ощутить при смене режимов движения. После кратковременной езды накатом руль задергался в руках уже на скорости 90 км/ч.

Залили в многострадальную шину еще стакан воды: существенных изменений не произошло, колесо не сбалансировалось.

Объясняем. При быстром вращении колеса жидкость внутри шины распределяется по внутренней поверхности беговой дорожки. Поскольку она неровная, то и вода распределяется неравномерно - скапливается, по закону физики, в наиболее удаленных от оси местах, впадинах. Но нельзя же утверждать, что именно это место у шины - самое легкое, так что вода не компенсирует здесь меньшую массу. А значит, совсем необязательно, что дисбаланс шины будет устранен.

Кроме того, в месте контакта с дорогой шина проминается, и жидкость отсюда отбрасывается внутрь. Сколько ее остается в этот момент на поверхности и в каких местах, зависит от массы и вязкости жидкости, а также от скорости.

Зубья на полку

При включении стартера слышится скрежещущий звук (как при ошибочном включении, когда мотор уже работает). В некоторых случаях для пуска двигателя приходится поворачивать ключ зажигания 4-5 раз. В чем причина?

Скорей всего, изношены кромки зубьев на приводной шестерне стартера и венце маховика. Маховик обычно изнашивается неравномерно по окружности. Поэтому, когда долго нет зацепления шестерен, попробуйте прокатить машину всего на десяток-другой сантиметров с включенной передачей. В контакт войдут менее изношенные зубья маховика, стартер прокрутит мотор..

Этот дефект быстро прогрессирует и, если немедленно не заменить привод стартера (бендикс). Вскоре может потребоваться и замена маховика.

Подпишитесь на «За рулем» в