Два бойца

Два бойца
Перед началом движения левый рычаг надо поднять вверх, переведя его в рабочее положение.

Семейство «бобров» появилось не на пустом месте – их предком значится гусеничный транспортер ГАЗ-3409. К моменту, когда ветерана сняли с производства, он успел послужить в армии и потрудиться на благо геологов и нефтяников. Наследников в генералы не прочили – их проектировали для иной, абсолютно мирной жизни. Отсюда различия в компоновке. Отказавшись от среднемоторной схемы, создатели предпочли классическую автомобильную: мотор – спереди, ведущие звездочки – сзади. Ради снижения стоимости машину максимально унифицировали… с «Соболем»! От него вездеход позаимствовал дизельный двигатель «Штайр», пятиступенчатую коробку передач, кузов и элементы оборудования салона. Впрочем, недавно завод выпустил пилотную партию машин с автоматом известной фирмы ZF. Ходовая у обеих машин, получивших заводской индекс ГАЗ-340394, одинаковая – пара резинометаллических гусениц опирается на снабженные торсионами катки.

Селектор автоматической коробки передач ничем не отличается от легкового.
А вот рычаг механической коробки явно перекочевал с грузовика.

Собственно резина присутствует в трех местах. Это – сайлент-блок, заменяющий стальной палец в соединении траков; обрезиненная дорожка качения катков, исключающая намерзание снега, и наружные башмаки «для форсу», то есть для проезда по асфальту (они гарантируют зазор между покрытием дороги и разрушающими его металлическими звеньями). Эти же гусеницы движут «Бобр» на плаву. Дело в том, что давление воды в зоне нижней ветви выше, чем у верхней, из-за чего первая создает большее толкающее усилие, и машина плывет в нужном направлении. Чтобы не залить двигатель, жабры на капоте во время заплыва надо держать герметично закрытыми. Со всеми прочими нюансами управления мы предпочли ознакомиться на практике.

О том, что вы не в кабине «Соболя», можно догадаться по торчащим с боков кресла рычагам и… отсутствию руля!

Для того чтобы забраться на место водителя, особой гибкости не потребовалось, ведь «Бобр» – тот же «Соболь», только на гусеницах. А вот внутри привычны только ремень безопасности, рычаг переключения передач и рулевая колонка. Само рулевое колесо отсутствует – его заменяют два рычага по бокам водительского кресла (для облегчения посадки левый на стоянке можно опустить на пол – в нерабочее положение). Нет и педали тормоза – ее функции выполняют все те же рычаги. Зато под правой рукой прибавление – рукоятки управления демультипликатором и коробкой отбора мощности.

Рулевой механизм вездехода – ленточные тормоза по бокам главной передачи.
Опускные гидродинамические решетки увеличивают тягу при движении на плаву.

Осмотревшись, начинаем движение. Снаряженная масса вездехода близка к «газелевской», так что мощности штатного двигателя вполне хватает для динамичной езды. Правда, мчаться по извилистой дороге со скоростью 50 км/ч, подруливая короткими рывками управляющих рычагов, весьма непривычно. Незаурядной ловкости требует проезд препятствий с переходом на пониженную передачу: тут необходимо одновременно и притормаживать, взяв оба рычага на себя, и переключаться. Без третьей руки никак – приходится останавливаться.

В сложных условиях движения особое внимание необходимо уделять температуре масла в АКП.
Торсионная подвеска опорных катков обеспечивает приемлемую плавность хода.

А вот испытатели как-то обходятся, на ходу исполняя руками виртуозные па. Плавностью хода «Бобр» очень напоминает большой джип. Жаль, база коротковата – при довольно мягкой подвеске машина склонна к клевкам при торможении и к раскачке на пологой волне. Да еще звукоизоляция так себе – шум от ведущих звездочек и катков не дает слушать собеседника. Зато разворачиваться – одно удовольствие. Разогнавшись по песчаной косе до 30 км/ч, резко «взводим» правый рычаг, и машина, описав полукруг диаметром около 10 метров, устремляется в обратную сторону.

Одна из особенностей конструкции – очень плотная компоновка.
Пассажирский салон хоть не блещет комфортом, зато просторен и вместителен.

У «Бобра» с автоматической коробкой передач педалей еще меньше. Точнее, всего одна – акселератор. Ну а рычаг КП заменили селектором. Управлять этой машиной гораздо приятнее – рук и ног тут хватает. Да и едет такой вездеход куда динамичнее – благодаря быстрому (и весьма плавному!) переключению передач «Бобр» в этот момент не теряет скорости. К сожалению, сравнить время разгона обеих модификаций нам не удалось – у гусеничной техники этот параметр не нормируют (а у испытателей нет ни приборов, ни методики замера). Впрочем, преимущество хорошо заметно и на глазок – доведется выбирать, не ошибетесь.

Правда, пока в продаже лишь «механическая» версия – ее выпускают в количестве 100 единиц в год по цене 1800 тыс. руб. Но автомат уже на подходе – серийный выпуск планируют в будущем году.

Подпишитесь на «За рулем» в