Кафе-мороженое — журнал За рулем

Кафе-мороженое

Кафе-мороженое

Кому в морозный вечер не приходилось с трепетом думать: заведется ли машина утром? Вроде бы и автомобили нынче не те, что прежде, и масла, и свечи. Но проблемы остаются.

В климатическую камеру, где можно заморозить или зажарить даже грузовик, мы поставили четыре автомобиля. Три — участники марафона «60 часов за рулем» 2007 года (ЗР, 2007, № 9) — «Чери-Фора», «ФИАТ-Албеа» и «Лада-Приора» — все российского производства. Компанию им составил дизельный «Форд-Фокус 1,8 TDCi». К машинам с таким мотором интерес — особый.

Холодный пуск часто требуеттерпен выдержки и… теплой одежды.
Холодный пуск часто требуеттерпен выдержки и… теплой одежды.

СТУЖА ПО-НАУЧНОМУ

Все автомобили недавно прошли ТО, заправлены маслом, предусмотренным производителем. Условия в климатической камере — даже жестче, нежели в жизни. В таблице указана температура масла. Окружающий воздух — на несколько градусов холоднее. Скажем, когда масло —27°С, на улице, то есть в камере, —34,5°С.

Для достижения нужной температуры в ней несколько часов работает мощный вентилятор. Скорость ветра около 45 км/ч. Передние автомобили остывают немного быстрее задних. Мы берем средние показатели.

При пуске фиксируем время работы стартера. В запасе есть комплекты свечей. Но они, надеемся, не понадобятся.

ФИАТ не только хорошо пускается, у него и термометр очень точный.
ФИАТ не только хорошо пускается, у него и термометр очень точный.

ХОЛОДНЫЕ ИТОГИ

Результаты теста — в таблице. Безоговорочное первое место завоевал «ФИАТ-Албеа». С первого же эксперимента при —20°С он запустился бодрее всех. Понимая — впереди более серьезные, пороговые температуры, предположили — так будет и дальше. И не ошиблись. Лишь в последнем эксперименте при температуре масла —30°С (в камере почти —35°C!) ФИАТ, запустившись всего через 4 с, сначала заглох. Но тут же завелся так, словно двигатель уже прогрет. Создалось впечатление, что у «Албеа» есть и еще запас!

Кафе-мороженое

Второе место — у «Лады-Приора». Хоть и не слишком убедительно, ее двигатель пустился и при —27°С. В последнем 30-градусном тесте не хватило совсем чуть-чуть. В такой ситуации нужен не только опыт, но и везенье. На секунду раньше выключил стартер, работу которого уже сопровождали вспышки, и… на вторую попытку аккумулятора может не хватить. Конечно, 36 с более чем достаточно для пуска. Но мы вне зачета подключили запасной аккумулятор. Бесполезно! Теперь, похоже, залиты свечи. Но, поскольку это лишь следствие плохого пуска, менять их не стали.

Третье-четвертое места поделили «Чери-Фора» и дизельный «Форд-Фокус». Мотор «Чери» очень бодро пустился при —20°С. При —25°С закралось предположение: этот рубеж, хоть и преодолен, но — последний. Так и оказалось. При —27°С аккумулятора хватило на достаточно продолжительные эксперименты. Но работа стартера привела лишь к одиночным вспышкам. В общем, «Чери», похоже, достиг своего температурного порога. Вероятно, мог бы и завестись. Но это, опять же, скорее везение, нежели закономерность.

«Форд» при первой 20-градусной попытке завелся быстро, уверенно, но… заглох, стоило покинуть машину. Вторая попытка привела лишь к редкому «похрюкиванию». Третий заход — «неправильный» — с нажатой педалью оживил автомобиль. Опасение, что запустить двигатель «Форда» при —25°С без нажатой педали не удастся, подтвердилось. Ну а следующая отметка для дизеля оказалась совсем не преодолимой.

Предположили, что причина — в свойствах горючего.

Лабораторный анализ показал: температура застывания топлива — 28°С при норме для зимней «солярки» —35°С. Температура помутнения —6°С. Для летнего горючего норма — 5;°С для зимнего —25°С! То есть, в баке «Форда», заправленного на вполне уважаемой столичной колонке, — некий гибрид между зимним и летним топливом. Ближе — ко второму. Увы, опасения тех, кто приглядывается к дизельным машинам, небезосновательны! Проблемы, особенно в межсезонье, возможны.

МОРОЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не боясь прослыть банальным (ведь эта или следующая зима для кого-то — первая), повторю несколько простых правил, актуальных для очень холодной (под —30°С) погоды.

Если двигатель не подает признаков жизни через 4–8 секунд работы стартера, вероятно, в автомобиле (речь о современных впрысковых моделях), затаилась неисправность. А значит, не исключено, что в самый сильный мороз завести его не удастся. Крутить коленвал стартером более 15–20 с непрерывно — бессмысленно. Даже если были вспышки, но мотор не пустился, перед следующей попыткой надо терпеливо подождать минуту — полторы. Напоминаем, горит не бензин — горят его пары. Короткого времени достаточно, чтобы топливо испарилось и образовался некий топливный заряд. Если после второго сеанса ничего не получилось, третий, скорее всего, приведет к тому, что свечи придется менять. «Просушить» их зимой на машине практически невозможно. Хотя такой режим во многих впрысковых автомобилях предусмотрен. Если утопить педаль газа в пол и крутить стартер, бензин поступать не будет, а свечи станут обдуваться поступающим извне воздухом.

Если мотор не пускается, но есть стабильные вспышки, можно, не выключая стартера, попробовать помочь двигателю, нажав педаль газа. Но дело это тонкое: велика вероятность ухудшить ситуацию, опять же, залив свечи. Нужен определенный опыт.

Разумеется, накануне зимы следует озаботиться состоянием аккумулятора и свечей, соответствующим (для средней полосы — 5W30,5W40) маслом.

Варианты подогрева поддона картера, антифриза, установки в мотор горячих свечей и прочее рассматривать не будем. Современному исправному автомобилю в средней полосе это и не нужно. Но что для уверенного пуска в самые лютые морозы важно — хранить тепло, забывать не следует.

Масло в работающем даже пять минут двигателе нагревается уже примерно до 40°С, а остывает гораздо медленнее. Правда, для зарядки аккумулятора нужно, чтобы мотор работал дольше, хотя бы до достижения рабочей температуры. Так что прогретый поздно вечером мотор — залог запуска утром. Неэкологично, конечно, но в крайнем случае желательно в стороне от жилья — допустимо. Кстати, раньше бывалые закутывали мотор в старые телогрейки и одеяла. Неэстетично, но тепло двигатель сохранял дольше.

Впрочем, при крепких, но не лютых (около и даже чуть ниже —30°С) морозах хорошо приспособленный к нашим условиям, исправный автомобиль и без ухищрений порадует уверенным пуском. Что и доказал наш опыт.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: