Прогноз перевыполнен!

Прогноз перевыполнен!
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНОМАРОК ПО РЕГИОНАМ РФ В 2007 ГОДУ

В этом году нам удалось чуть раньше, чем обычно, получить данные о состоянии парка легковых автомобилей России. Итак, по данным ДОБДД МВД РФ, на 1 января 2008 года на учете числился 29 404 921 автомобиль. За год парк вырос на 2,6 млн. штук, или 8,9%, – это рекорд (ежегодно в последнее время он рос на 5–7%). До заветной цифры в 30 млн., которой, по нашим прогнозам, парк должен был достичь только к 2009 году, осталось совсем чуть-чуть. Думаем, к выходу этого номера журнала в свет 30-миллионный рубеж будет преодолен…

ВОЗРАСТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В 2007 ГОДУ

ЕЩЕ НАШИ И УЖЕ НАШИ

Главная тенденция и интрига последних лет – стремительно растущий парк иномарок. К началу 2008 года парк России насчитывает более 8,5 млн. иностранных автомобилей (29%; еще год назад было 28%). К 2009 году их число, по нашим прогнозам, вырастет до 10–10,5 млн. штук, а еще через год в России будет уже 12,5 млн. иностранных машин. При сохранении существующих тенденций к началу 2011 года парк иномарок достигнет 15,5 млн. машин, а в 2012 году их число сравняется с количеством «чисто российских» – около 18,5 млн. единиц.

Конечно, распределены эти иномарки по территории страны неравномерно. Почти четверть транспортных средств зарубежного производства сосредоточена на территории Москвы и Московской области. По данным аналитического агентства «Автостат», к началу 2008 года в Москве на учете стояло 1,4 млн. иномарок (16,6% парка иномарок страны), а в Московской области – почти 720 тыс. (8,4%). Причем парк Подмосковья прирастает опережающими темпами (подробнее – ЗР, 2008, № 4). К сожалению, как и раньше, в сводной таблице ДОБДД отсутствует деление по маркам среди «иностранцев» – только на автомобили с правым и левым рулем. Но уже известно, что в 2008 году на первое место в столице среди иностранных брендов вышел «Форд», на долю которого приходится 8,6% парка иномарок (158 тыс. шт.), на втором месте с небольшим отрывом – «Тойота» (151 тыс.). Далее следуют «Фольксваген», «Ниссан», «Мицубиси», «Хёндай», «Мерседес», «Опель», БМВ и «Ауди».

В Московской области к началу 2008 года на первое место также вышел «Форд», который совсем ненамного опередил «Фольксваген» – 65,9 и 65,5 тыс. шт. соответственно. Далее числятся «Тойота» (59,3 тыс. шт.), «Ниссан» (51,5 тыс.) и «Мицубиси» (47,1 тыс.).

Но если парк европейской части России прирастает за счет новых иномарок европейской, японской, а главное – российской сборки, то за Уралом пополнение идет по-прежнему за счет праворульных «японок».

МОЛОДЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Как ни радует динамика, но все же автомобильный парк России гораздо старше, чем во многих развитых странах. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе примерно 8 лет, то в нашей стране он превышает 12-летний рубеж.

Итак, на учете в ГИБДД России числится сейчас почти 30 млн. легковых автомобилей. Но лишь три четверти из их числа (около 22 млн. шт.) пригодны к нормальной (по мировым меркам) эксплуатации. На учете по-прежнему значатся миллионы «жигулей», «москвичей», «волг» и «запорожцев», которым по 20–30, а то и 40 лет от роду. В целом парк машин «в возрасте» (старше 20 лет) превышает 7 млн. штук. Сюда входит более 3 млн. «жигулей», столько же других российских и советских моделей и почти 1 млн. иномарок. Иномарок старше 20 лет около 10% от их общего числа, среди вазовской продукции «ветеранов» до 25%, а по прочим отечественным маркам – почти 40%!

Почти все эти автомобили в ближайшие годы будут сняты с учета (слава богу, налоговые органы «подстегнули» этот процесс, и за год у нас официально выбывает около 800 тыс. машин). Здорово, если бы удалось их еще и утилизировать!

ЕЩЕ ОДИН ПРОГНОЗ

А что дальше? А дальше парк страны продолжит прирастать новыми иномарками (их продается уже больше, чем «исконно» российских машин) и отечественными автомобилями; всего за год продадут, видимо, порядка 2–2,2 млн. новых машин. Число ввезенных в страну подержанных иномарок останется на прежнем уровне или несколько сократится, если правительство придумает какие-то меры, чтобы ограничить основной поток поступлений из Японии (импорт из Европы и США и так невелик). И в результате парк вырастет до новой отметки – видимо, до 32–33 млн. легковых автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в