Ваш рулевой

Ваш рулевой
Регулировка колонки по высоте, помимо прочего, позволяет правильно сориентировать подушку безопасности.

На легковых автомобилях сегодня преобладают реечные рулевые механизмы – простой и компактный узел славится низкими потерями на трение и хорошо компонуется с популярной подвеской «Мак-Ферсон». Жаль, устройство обладает высокой отдачей – на части вседорожников и прочих тяжелых авто по-прежнему трудятся всевозможные червячные редукторы. Однако тип механизма на безопасность движения напрямую не влияет и уж во всяком случае един для каждой модели авто, поэтому оставим принципиальный выбор специалистам завода-изготовителя. А потенциальному покупателю хватит собственных забот.

Чем ближе к водителю всевозможные органы управления, тем меньше он отвлекается от дороги.

ПЛАТНАЯ УСЛУГА

Один из важнейших вопросов: насколько необходим усилитель? Ведь кроме «единовременного взноса» при покупке машины придется регулярно оплачивать его жизнедеятельность – отбирая часть мощности у двигателя, он способствует повышенному расходу топлива. Особенно гидроусилитель (ГУР) – в отличие от электромотора, гидравлика все время в работе. Весьма сложная система требует регулярного ухода, к тому же чревата отказами. Но «легкий руль», без сомнения, улучшает комфорт, и главное, повышает остроту управления, поскольку количество оборотов от упора до упора в такой конструкции, как правило, значительно меньше. Не страдает и обратная связь – современные системы без труда создают у водителя нужные ощущения. Конструктивно преимущества за электроусилителем: отсутствие приводных ремней, насоса и многочисленных уплотнений положительно сказывается как на надежности, так и на цене. К сожалению, для больших авто мощности электродвигателей не хватает, поэтому там пока прописался промежуточный электрогидравлический вариант. По сути, это та же гидравлика, но насос приводится не автомобильным двигателем, а собственным электромотором. Причем вступает в работу только в нужный момент, что позволяет сэкономить немало топлива и высвободить лошадиные силы для выполнения их основной задачи – двигать автомобиль. Впрочем, некоторые производители до сих пор оснащают продукцию классическим ГУРом, – благо конструкция проверена десятилетиями.

Таким образом, усилитель руля (ГУР, электро- либо электрогидравлический) мы записываем в перечень обязательных устройств.

Отделанная кожей баранка куда приятнее на ощупь, к тому же меньше скользит в руках.

БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Немалый вклад в безопасность вносят конструкция рулевого вала и колеса. Многозвенные ломаные валы давно не в диковинку, а вот регулировки по высоте и вылету встречаются не всегда. Первая гораздо важнее – помимо эргономического удобства, она позволяет правильно сориентировать встроенную в ступицу подушку безопасности относительно тела водителя. Устраиваясь за рулем, прочтите инструкцию!

Литые колеса легки и красивы,

Играет роль и сама баранка – кожаный обод, к примеру, скользит в руках меньше пластикового. Хороши также многофункциональные версии (так называемый «мультируль»), позволяющие управлять коробкой-автоматом, магнитолой и бортовым компьютером, не отрывая рук от руля, а глаз – от дороги. А вот количество спиц, особо подчеркиваемое в списках опций многими производителями, к безопасности отношения не имеет. И утверждения, будто бы трехспицевой руль, в отличие от всех остальных, «спортивный», – чистой воды реклама.

ПОЛНЫЙ КОНТАКТ

Важно и то, что замыкает рулевую цепочку – управляемые колеса. Основные их размеры (минимальные диаметр и ширина, вылет и размер центрального отверстия), заданные еще на стадии проектирования, позволяют авто твердо стоять на ногах. Разумеется, базовые значения у различных комплектаций могут отличаться из-за типа двигателя, массы машины и т. д. Но нередко диаметр и ширина колеса растут буквально на пустом месте. То есть за доплату вместо, скажем, 14-дюймового колеса вам предлагают 15-, 16-, а то и 17-дюймовые «катки». Смотрятся красиво, однако пользы в наших условиях – никакой. Дело в том, что наружный диаметр колеса должен оставаться постоянным, что приводит к пропорциональному снижению профиля (уменьшению высоты борта покрышки). Конечно, снижается увод и растет точность управления, но ощутимо страдает плавность хода и растет риск разрушения колеса. Тонкий бублик сам по себе весьма уязвим, а вдобавок не способен защитить обод от незначительных, по нашим понятиям, выбоин и «слегка» выступающих трамвайных рельсов. Да и стоят низкопрофильные шины много дороже обычных, поэтому, на наш взгляд, разумнее ограничиться базовым вариантом.

Значение имеет не только размер, но и материал. Стальные колеса более надежны, а ради красоты лицевую часть нетрудно закрыть декоративным колпаком. Полагаем, эта версия и должна стать основным «русским пакетом» – остальное стоит предлагать за доплату.

Что касается запасного колеса – мнения потребителей расходятся. Горожане в большинстве уверены, что вполне хватит «докатки» – не в пустыне живем! «Дальнобойщики» придерживаются иного мнения – без запаски на наших просторах пропадешь! Полагаем, что более правы последние: к тому же запас, как известно, карман не тянет.

СВОЯ РУБАШКА

Вполне предсказуемо лучше других к российским реалиям подготовили «Приору». В единственной пока комплектации (286 700 руб.) присутствует все необходимое – электроусилитель руля, регулировка колонки по высоте и полноразмерная запаска. А вот «литье» в базе – явный перебор. Похоже, вазовские маркетологи ездят по каким-то другим дорогам. Да и список опций не мешает расширить – клиент все равно свое возьмет. Не у дилера, так на «диком» рынке.

На Украине, видимо, другие реалии. У представленного на нашем рынке «Шевроле-Ланос» в минимальной комплектации (256 000 руб.) нет ни одной из интересующих нас опций, только полноразмерная запаска. ГУР появляется лишь в следующем исполнении SE (272 400 руб.), а регулировку руля нельзя получить ни за какие деньги. Зато четырнадцатидюймовое «литье» (4 штуки) продается как запчасть (в дополнение к уже купленному автомобилю) за нескромные 14 тыс. рублей. Вполне можно найти «неоригинал» подешевле.

Сходная картина при покупке самого дешевого «Рено-Логан» (263 500 руб.) – такой абсолютно пуст. Мало того, вам предложат специальную опцию (-2700 руб.), суть которой… в отсутствии подушки безопасности. Зато за 12 350 руб. получите недостающий ГУР (штатно его устанавливают с комплектации Expression 1,6 (303 700 руб.), а для следующей версии можете докупить и легкосплавные колеса (9900 руб. за комплект). Подходящий вариант для тех, кто не так богат, чтобы покупать дешевые вещи. Носителям иной жизненной философии порекомендуем «Приору» – лучше навязанная безопасность, чем никакая.

Подпишитесь на «За рулем» в