Почем альтернатива?

Почем альтернатива?

Кольцевые гонки по грунту популярны с советских времен. Сейчас в России множество трасс, пригодных для соревнований юных спортсменов в возрасте от 8 до 20 лет. Для тренировок и вовсе подойдет любой пустырь.

Самые младшие ребята научатся управлять простейшим гоночным автомобилем – мини-багги с мотором от газонокосилки (чаще всего это 160-кубовая «Хонда»). Пересев на «грунтовую формулу» – карт-кросс, освоятся с многоступенчатой коробкой и более мощным мотоциклетным двигателем. Далее – выбор между состязаниями на «Оке» либо багги с ее же мотором. Во всех классах, помимо кроссов местного значения, проводятся официальные всероссийские соревнования.

Не стоит, однако, думать, что за таким началом неизбежно последует длительная кроссовая карьера. Многие из тех, кто начинал в кроссе, стали прославленными раллистами и кольцевиками: Сергей Успенский, Александр Желудов, Алексей Дудукало, Александр Сотников. Тимур Садрединов, к 18 годам успевший выиграть «Гонку звезд «За рулем» и стартовать в чемпионате мира WTCC, всю начальную подготовку прошел за рулем «Оки».

Многие организаторы не берут с юных пилотов стартовые взносы. Однако никто не отменял расходы на переезды, экипировку (см. ЗР, 2008 № 1) и само собой покупку гоночной машины с набором запчастей. Для выезда на гонку понадобится прицеп-автовоз, где разместятся два мини-багги или один автомобиль побольше. В качестве тягача и мотор-хоума, сочетающего склад запчастей с дачей и кухней, чаще используют «Газель», хотя, конечно, дизельный «Мерседес» предпочтительнее. В дальнейшем главные затраты придутся на топливо для тягача и гоночных машин. Обычно удается уложиться в 6 тыс. руб. на дальних маршрутах. Размер продуктовой корзины на уик-энд команда может посчитать самостоятельно.

Важное послабление – разрешена экипировка с заканчивающейся или просроченной омологацией. Это существенно снижает стоимость комплекта. Кстати, в нем обязательны гоночные очки с протяжкой прозрачной пленки. Еще один плюс: в кроссе перчатки и обувь изнашиваются медленно, и, в отличие от картинга, меняют их по мере того, как одежда становится мала.

В начальную школу – класс мини-багги – принимают ребят в возрасте от 8 до 12 лет (и девочек тоже!). Двигатели на детских машинах надежны и выдерживают несколько сезонов. Менять придется только колеса, которых хватает как минимум на год. Карт-кросс – от 10 до 14 лет. Эту машину можно затем превратить в багги «Д3-Юниор», поставив мотор от «Оки» вместо мотоциклетного. Тут, как и в мини-багги, расходными материалами будут колеса, к которым добавятся амортизаторы. «Ока-Юниор» или «Д3-Юниор»: возраст участников с 14 до 20 лет, с юниоров берут стартовые взносы. Тут уже решают родители, какие цели перед своим ребенком ставить и как их достигать. В юниорских классах изрядная свобода подготовки, можно вечно поднимать мощность и скорость, но – увеличатся траты и снизится ресурс. Впрочем, многократный победитель чемпионатов и первенств страны Максим Буторин свои титулы завоевал практически на стандартной «Оке».

Подпишитесь на «За рулем» в