Вездеходы

Вездеходы

Мы выбрали самые популярные на рынке «вседорожные» (универсальные) шины отечественного производства и «вооружили» ими «Шевроле-Ниву».

Испытания провели по стандартной программе, отработанной в тестах летних легковых шин. Тестируемые покрышки не предназначены сугубо для бездорожья, ведь вседорожники, как правило, лишь иногда съезжают с асфальта. Дополнительная задача – определить, насколько это допустимо.

Сравним нашу «обувь» с новинкой «Мишлена» – шинами Latitude tour HP из семейства «4х4». Большие компании не часто выпускают новинки в маленьких размерах, а эта шина уже присутствует на рынке в самом популярном – 205/70R15. Именно поэтому принимаем ее за точку отсчета и пускаем вне зачета, поскольку цена явно выпадает из общего ряда.

В тесте участвует одна шина с «75-м» профилем. Это нижнекамская новинка, существующая только в размере 205/75R15, также допустимом для «Шевроле-Нивы».

* * *

Традиционные упражнения для летних легковых шин дополнили еще двумя. Замерили время разгона с 40 до 100 км/ч на IV передаче. Это показатель «раскручиваемости» шины при разгоне одновременно характеризует сопротивление качению, массу покрышки и момент инерции. Ввели экспертную оценку проходимости. Ее проводим на подъемах – грунтовом и покрытом травянистым ковром, в сухом и влажном состоянии.

Проверку уровня шума уже по ходу работы пришлось исключить. Мера вынужденная – гул агрегатов автомобиля начисто заглушает шум самих шин.

* * *

И вот результаты. Лучше всех показал себя эталон – новинка Michelin, Latitude HP. Конечно, шины дорогие, но «Мишлен» обещает, что ходить будут долго.

На законном первом месте, хотя и с заметным отставанием от «печки», расположилась самая «внедорожная» из шин – «Кама Евро-228». За уверенное поведение на грунте мы даже готовы простить умеренные результаты на асфальте. По соотношению цена/качество (2,12) шины дороговаты, практически равноценны «Амтелу» (2,11).

Второе место занял «Баргузин». На асфальте он ведет себя увереннее «Камы», но вне дорог оказался слаб. Цена/качество (1,53) – не самое выгодное соотношение для отечественных покрышек.

«Амтел Планет 2P» с «асфальтовым» рисунком протектора набрал 854,6 балла – неплохой результат, обеспечивший третье место. Это еще более асфальтовая покрышка, причем с довольно скромными характеристиками. Вне дорог ее можно использовать, как и «Баргузин», со значительными ограничениями.

«Таганка» заняла последнее место, чуть не дотянув до 800 баллов – подвели слабые тормоза. Однако на грунтовке и травянистых склонах эти шины при легкой пробуксовке идут несколько увереннее двух соотечественниц. Отрадно, что на рынке они – самые недорогие.

Обращаем внимание, что шины с более высоким профилем лучше проявляют себя на плохих дорогах. Но высокая боковина отрицательно влияет на управляемость, особенно на автомобиле с высоким центром тяжести. Потому в экстремальных маневрах на асфальте такие покрышки не могут на равных конкурировать с относительно низкопрофильными.

Итог таков: полностью универсальных шин не бывает. Улучшение одних свойств ведет к ослаблению других. 

Вместе с автором шины испытывали Антон Ананьев, Вадим Кораблев, Юрий Курочкин, Евгений Ларин, Антон Мишин, Андрей Образумов и Валерий Павлов.

4-е место

TAGANCA M-241 POWER

205/70R15

Место изготовления Россия (Московский шинный завод)

Максимальная скорость Т / 190 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 8,1–8,9 мм

Твердость 64–65/67–69 ед*

Масса шины 9,8 кг

Средняя цена 1100 руб.

Соотношение цена/качество 1,38

Экономичны при 90 км/ч, на 120 это преимущество исчезает. Разгоняются довольно быстро.

Некомфортны – очень жесткие, чувствуют не только дорожные стыки, но и мелкие швы. Курс держат ровно. Скорость выполнения переставки на сухом асфальте на уровне «Камы» и «Амтела». Но выполнять экстремальные маневры очень сложно: скорость ограничена резкими срывами передних колес в скольжения. В следующей фазе упражнения возникает глубокий прогрессирующий занос. Поведение «Нивы» непонятно, скольжения затянуты. На мокром покрытии скорость переставки падает на целых 10 км/ч! Мешает полное отсутствие информативности на руле и огромные углы его поворота; машина сколь-зит сначала передними колесами, затем задними, причем с прогрессирующим заносом. Тормоза самые плохие – при любом способе пользования, на любом покрытии. Проходимость ограничена. Однако если удается удержать легкую степень буксования, машина идет по грунтовке более уверенно.

+ Хорошая курсовая устойчивость на прямой, невысокая цена.

- Худшие тормоза на любом покрытии при торможении на грани блока, юзом на сухом; худшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии, сложная управляемость на сухом и проблемная на мокром, сильное снижение сцепных свойств на мокром покрытии.

798,1 балла

Рекомендуем в качестве универсальной шины только для неспешной езды. Осторожней на мокром!

3-е место

AMTEL PLANET 2P К-252

205/70R15

Место изготовления Россия (Амтел, Киров)

Максимальная скорость Н / 210 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 7,4–7,9 мм

Твердость 65–67/69–70 ед*

Масса шины 9,8 кг

Средняя цена 1800 руб.

Соотношение цена/качество 2,11

По расходам топлива сравнимы с «Баргузином». Разгоняются быстрее остальных. Передают на кузов «Нивы» толчки при проезде крупных неровностей на дороге. На прямой автомобиль слегка рыскает. Переставки на сухом асфальте автомобиль проходит на той же скорости, что и на «Каме», на мокром шина близка к «Баргузину». Снижение скорости выполнения маневра при переходе с сухого на мокрое подобно «Мишлену», что говорит о высокой стабильности поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на любом покрытии. Скорость «сухой» переставки ограничена небольшим, легко устранимым заносом. На мокром покрытии поведение меняется: легкий снос переходит в занос, требующий корректировки. Выполнить маневр помогают хорошие реакции на руле. Тормозные свойства на грани блокировки – средние на любом покрытии. Заблокированные колеса на сухом асфальте дают очень хороший результат, на мокром – слабый. По проходимости напоминают «Баргузин». По грунтовой дороге идут чуть лучше, но в выезде из колеи не сильны – полагаем, из-за скругленного плеча.

+ Лучшие тормоза юзом на сухой дороге, неплохая и стабильная управляемость на любом покрытии, легкий разгон.

- Слабые тормоза юзом на мокром покрытии, сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии, невысокая проходимость.

854,6 балла

Рекомендуем преимущественно для хороших дорог. Допустима эксплуатация на любых дорогах, кроме мокрых грунтовых.

2-е место

BARGUZIN K-175

205/70R15

Место изготовления Россия (Амтел, Киров)

Максимальная скорость Т / 190 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 7,8–8,1 мм

Твердость 63–65/68–69 ед*

Масса шины 10,6 кг

Средняя цена 1300 руб.

Соотношение цена/качество 1,51

Катятся средне, раскручиваются легко. Озвучивают и отслеживают крупные и мелкие неровности, передавая их на кузов. Прямую держат без замечаний. На «сухой» переставке быстрее всех, опережают даже «Мишлен», но на мокром покрытии скорость падает на 8,5 км/ч. И это несмотря на очень хорошие тормоза на мокрой дороге. На наш взгляд, проблема – в сочетании сцепных свойств и уводных характеристик. Посуху скорость переставки ограничена сносом на входе, на мокрой дороге хуже – поведение машины «размывается». Увеличиваются углы поворота руля, от водителя требуются опережающие, угадывающие действия, чтобы предотвратить занос. Тормоза на грани блокировки на сухом – среднего уровня. На мокром – хороши, уступают «Мишлену» лишь 0,2 м. При заблокированных колесах на сухом проигрывают лидеру упражнения «Амтелу» менее полуметра, на мокром «Мишлену» – всего лишь 0,3 м.

По грунту лучше ехать внатяг, при буксовании сцепные свойства резко падают. Четко выраженное плечо хорошо помогает при выезде из колеи.

+ Хорошие тормоза на мокром на грани блокировки; лучшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии и хорошее на мокром; хорошая курсовая устойчивость.

- Худшие тормоза юзом на сухом покрытии; проблемная управляемость на мокром; слабая проходимость, значительное снижение поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии.

860,7 балла

Рекомендуем для любых дорог, кроме грунтовых в дождливую погоду.

1-е место

KAMA EURO-228

205/75R15

Место изготовления Россия (Нижнекамскшина)

Максимальная скорость Т / 190 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 8,8–9,2 мм

Твердость 59–60/62–63 ед*

Масса шины 12,0 кг

Средняя цена 1850 руб.

Соотношение цена/качество 2,12

Акцентируем внимание на более высоком профиле: эти шины представлены в размерности 205/75R15. Самые прожорливые на любых скоростях.

Очень тяжелые в разгоне – сказываются высота профиля и масса. При этом самые комфортные из всех покрышек, хорошо скрадывают любые неровности. Курс держат без замечаний. Скорость переставки на сухом и мокром покрытии – среднего уровня. Разница 5,4 км/ч – в пределах разумного. На сухой переставке скорость ограничена заносом, но на действие рулем шины реагируют с ощутимым опозданием – «виновата» высокая боковина, которая складывается при резких маневрах. На мокром покрытии в начальной стадии также отмечено складывание боковины. А в фазе стабилизации возникает прогрессирующий занос – нужна быстрая и четкая корректировка. Тормоза средние на любом покрытии и при любом способе торможения. Очень уверенно преодолевают подъем по грунтовой дороге и травяному ковру. Крепкое плечо помогает выбраться из глубокой колеи. Кроме того, из-за более высокого профиля чуть увеличивается дорожный просвет.

+ Неплохая управляемость на сухом покрытии, хорошая курсовая устойчивость и проходимость, отличная плавность хода.

- Повышенный расход топлива, проблемная управляемость на мокром покрытии, вялый разгон, слабое сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии.

874,0 балла

Рекомендуем преимущественно для разбитых и грунтовых дорог без погодных ограничений.

вне зачета

MICHELIN LATITUDE TOUR HP

205/70R15

Место изготовления Франция

Максимальная скорость Н / 210 км/ч

Рисунок протектора симметричный

Глубина рисунка протектора 7,3–7,6 мм

Твердость 68–70/68–69 ед*

Масса шины 11,0 кг

Средняя цена 3400 руб.

Соотношение цена/качество 3,77

Самые экономичные при любой скорости. Легко разгоняются, мягко глотают любые неровности. По прямой несут «Ниву» без замечаний. В скорости выполнения переставки посуху совсем немного уступают «Баргузину», но на мокром выигрывают у него почти 2 км/ч. Падение скорости при переходе на мокрое покрытие самое малое – всего 4,2 км/ч. Высокие сцепные свойства на сухом асфальте провоцируют выполнить маневр с высокой скоростью, однако она ограничена вывешиванием переднего, а затем и заднего колес, что заканчивается небольшим, легко устранимым заносом. На мокром покрытии в пределе возникает плавный самовосстанавливающийся занос. Впрочем, его можно и легко откорректировать рулем. Тормоза – самые лучшие в любых условиях. Правда, если сорвать их в юз на сухом – уступают лидеру упражнения, «Амтелу» 0,3 м. Уровень проходимости такой же, как у «Баргузина» и «Амтела». На грунтовом и травянистом подъеме не позволяют чувствовать себя уверенно.

+ Лучшие тормоза, за исключением юза на сухом; лучшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии и хорошее на сухом; высокая топливная экономичность, стабильные сцепные свойства и поведение в экстремальных маневрах на любом покрытии.

- Слабая проходимость, высокая цена.

901,8 балла

Настоятельно рекомендуем для любых дорог, кроме грунтовых в дождливую погоду.

Подпишитесь на «За рулем» в