Постаревшая классика

Постаревшая классика

Можно лишь догадываться, что говорили предки о первом автомобильном приемнике. Но и в те времена единства не было: одни восторгались новым уровнем комфорта, тогда как остальные старались максимально «придушить» подобное движение, притом даже законодательно. Дескать, нечего отвлекать водителя и мешать пассажирам – излишество, одним словом!

С того времени прошло уже более 70 лет, а разговоры и споры все те же. Но не только они: оказывается, и многие технические решения также перекочевали из прошлого.

Стереоприемник 1969 года Blaupunkt Frankfurt. Обратите внимание на схему расположения динамиков: что называется, воз и ныне там.

БОЛЬШЕ КРУГ

Изначально на роль головного устройства в авто претендовало обычное радио, на первых порах в виде громоздкого ящика, разместить который было весьма проблематично. Неслучайно уже тогда предлагали, казалось, безумные решения, называемые ныне «скрытое устройство с выводом ручек настройки»! Естественно, все это было основано на жуткой механике и приводах – ни о каких кнопочных ДУ речи еще не вели.

Как бы вам понравилась такая штатная аудиосистема в 1960 году? Благо размеры американских авто были под стать самим пластинкам.

Непостижимо для современного человека: в авто просочились… пластинки! Да-да, в начале 1960-х массово выпускались автомобильные проигрыватели. Мало того, на свет появились устройства, которые «принимали» сразу несколько штук. На что это похоже? Конечно, на современные CD/DVD-чейнджеры. Только они больше… значительно больше.

В 1984 году в свет выходит первый автомобильный CD-плеер SONY CDX-5.

ВЫТЯНУТЬ В ЛЕНТУ

В конце шестидесятых привычные пластинки начинает теснить магнитная пленка. Да так лихо, что в отдельных регионах кассеты живы и сейчас. Минусы у них, конечно же, были, но они меркли на фоне компактных размеров и удобства пользования.

В середине восьмидесятых в бой вступил компакт-диск. Качественная цифровая запись, мгновенный переход от трека к треку и т.д. Назвать идеальным этот носитель нельзя, но держится он уверенно до сих пор.

В нашей стране носитель распространялся относительно вяло – был слишком дорог. К тому же первые CD-проигрыватели на ухабистых дорогах то и дело давали сбои – это сегодня проблемы с вибрацией можно считать решенными.

Стереофоническая автомагнитола 1979 года SONY ХК-20. Сегодня мы привыкли перещелкивать треки и папки. А тогда довольствовались автореверсом – кассету не нужно было вытаскивать и переворачивать.

ВПИСАТЬ В РАМКИ

Стандартизация – признак прогресса. Подчинилось ей и автомобильное аудио: постепенно все головные устройства пришли к более-менее стандартным размерам. Но вписать электронику в привычное ныне гнездо 1DIN оказалось не так-то легко. Существовали даже модели с выносными блоками. Кстати, есть они и сейчас: так поступают, например, с ТВ-тюнерами.

SONY XR-750 – первая в мире магнитола с управлением CD чейнджером CDX-A30. Противостояние широко распространенной кассеты с более совершенным CD было одно из самых напряженных и длительных. А такой вариант был удобным компромиссом.

Впоследствии проблема компоновки пропала сама по себе: механизмы стали компактнее, электроника гораздо миниатюрнее. Сейчас, к примеру, в 1 DIN легко умещается головное устройство с выдвижным 7-дюймовым дисплеем, усилителем и тюнером.

Полноценный ресивер Alpine 3DE-7887R со съемной частью передней панели и встроенным чейнджером на 3 диска без проблем помещался в привычный формат 1DIN. И это в 1999 году!

ЖЕСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Уменьшение размеров носителя при одновременном увеличении объема полезной информации – такова тенденция развития. И если пластинку можно было носить разве что в сумке, то диск, хоть с горем пополам, влезал в карман. Но для автомобиля, где места в обрез, а отвлекаться, заменяя диск на ходу, просто опасно, и такой вариант не самый уместный. Значит, опять нужны новые решения.

В 1997 году мобильный телефон покорил Европу и примкнул к головным устройствам.

Рациональных наметилось несколько: использовать дополнительные устройства, которые работали бы с несколькими дисками и автоматически меняли их (чейнджеры), пожертвовать частью маловажной информации (алгоритмы сжатия, пример – MP3), усовершенствовать носитель (DVD, Blu-ray, HD-DVD), или… перейти на что-то совсем новое!

С появлением технологии Bluetooth концепция мобильной связи в машине несколько изменилась. Телефон остается в кармане (и дополнительный не нужен), а управляют им с автомобильного головного устройства.

Решающие факторы – цена и удобство. Современное общество сроднилось с компьютером и Интернетом – отсюда и выплыли новые игроки: USB накопители, карты памяти и т.п. Они лишены подвижных частей – это огромный выигрыш в габаритах и надежности. Главный сдерживающий фактор – цена (которая уменьшается с каждым днем) и защита авторских прав.

Сейчас в формат 1DIN умещается не просто «приемник», а полноценный мультимедийный комплекс.

Не секрет, что на CD стоимость самой записи (авторские права и т.п.) в несколько раз выше стоимости «болванки». А проблема пиратства в сети весьма актуальна. Потому индустрия звукозаписи не сильно жалует Интернет, но и отказываться от него не собирается.

Формат 2DIN еще более универсален. Помимо привычной аудио- или видеосистемы, сюда уместится даже навигация с жестким диском без каких-либо дополнительных модулей.

Прогнозы на счет CD самые разнообразные. Одни считают, что он напрочь отойдет через пару лет, другие предвещают еще десяток лет вольготной жизни. Заметим, что Интернет в основном использует сжатые форматы, а аудиофилы их не приемлют.

ЗА ШТАТЫ

Современные автомобили все чаще и чаще комплектуют штатными аудиосистемами, притом делается это так, что замена крайне сложна. По части дизайна и защиты от воровства – огромный плюс, с точки зрения цены и выбора – такой же минус.

Вот и получается: пройдя множество ступеней эволюции, автомобильная техника словно уперлась в стену. Оправдывать это отсутствием конкуренции едва ли справедливо, но признаки снижения темпов развития наметились. Не шаг ли это назад?

Подпишитесь на «За рулем» в