Сусанинг

Сусанинг
Дорогу укажет сам Иван Сусанин. Прямо с площади Большого театра, где уже 150 лет идет опера «Жизнь за царя».

Встроенные системы навигации в России представляет фирма «Иван Сусанин-ребрендинг–«Вольво». В том, что встроенная навигационная система удобнее портативного прибора, сомневаться вроде бы не приходится. Полная интеграция в автомобиль, отличная эргономика, большой яркий экран, безопасность в случае аварии – и, конечно, дилерская поддержка и сервис.

Встроенная навигация теперь есть и у «Вольво». В классе «премиум» это новшество просто обязан внедрить каждый производитель автомобилей – таковы сегодня реалии в России.

ПУТЬ В НИКУДА

Как доехать до Костромы? Поезжайте по улице Сретенка и перед Ярославлем сверните направо. Скажем, не самое сложное задание для навигатора. Впрочем, системы, установленные в «Вольво», пока знают лишь Москву, область, Ленинградское шоссе и Питер. 75% «Вольво» продаются в двух столицах, так что выбор кажется обоснованным. 15 городов России с населением свыше одного миллиона человек обещают покрыть до конца следующего года. В чем вопрос, если большая часть нынешних навигаторов уже предлагает все дороги и большинство крупных городов с маршрутизацией? Видимо, в выборе поставщика карт. Для навигационных систем автомобилей «Вольво» карты составляет американская компания NAVTEQ. Она выпускает карты для 200 типов навигаторов и 40 типов автомобилей, но в России пока новичок. Специалисты работают вовсю, однако успели осилить пока только Москву и Питер. В нынешних «Вольво» применяются две аппаратные платформы навигации. Та, что в S80, V70 и XC70, понимает только латинскую символику. В XC90, C30, S40 и V50 полностью русифицированные системы. В пику «знатокам», утверждающим, что высокоинтеллектуальными автомобилями владеют исключительно люди, прекрасно говорящие на иностранных языках, предлагаю простой тест. Введите в нерусифицированный навигатор адрес: Щербаковская улица, д. 50 латиницей. Не забудьте честно засечь, сколько времени это у вас заняло…

Картографическое обеспечение системы навигации «Вольво» – в руках специалистов компании «НАВТЕК», продукция которой хорошо зарекомендовала себя в США и Европе.

Впрочем, сама навигационная система нашего «Вольво-S80» вовсе неплоха – высококонтрастный 6,5-дюймовый монитор, быстрый процессор, DVD для данных. Все это работает как полагается. Вызывает удивление лишь пульт управления, пристроенный на тыльной стороне рулевого колеса, – пользоваться им может только водитель. А ведь навигатор – прекрасная игрушка для скучающего пассажира: неслучайно в абсолютном большинстве автомобилей контроллер расположен в подлокотнике или в «бороде» консоли. Эргономика управления пультом тоже расстроила – четырехпозиционный «джойстик» с двумя дополнительными кнопками «выбор» и отмена» уже устаревшее решение. Ныне в стандартном алгоритме выбор подтверждают нажатием на середину самого контроллера – путать водителя двумя невидимыми кнопками не резон.

N 58° 10,045’ E 041° 44,714’ – координаты памятного камня на месте гибели Ивана Сусанина. Для жителей Москвы и Подмосковья – это отличное путешествие выходного дня.

Конечно, рано или поздно он привыкнет, но почему не нужно привыкать к «Нюви»? И даже читать инструкцию к нему необязательно – методом тыка приборчик осваивается буквально за пять минут вне зависимости от способностей водителя. Продвинутый пользователь за это время осваивает и большую часть дополнительных настроек. Впрочем, об этом позже.

А пока, установив пунктом назначения Ярославль, мы удаляемся от столицы, попутно экспериментируя с объездом жестоких вечерних пробок.

Основная часть функций навигационной системы RTI доступна только с помощью джойстика и двух кнопок на тыльной стороне рулевого колеса.

На 86-м километре Ярославского шоссе навигация «Вольво» предложила развернуться – по ее мнению, дальше дороги нет...

Забавно, но на обратном пути она не смогла «подхватить» введенный адрес редакции. Пришлось повторить, находясь уже в границах Московской области. Однако в городе под «кирпич» она нас не подвела и даже более грамотно, чем «Гармин», предложила развернуться на Садовом кольце. Хотя для хорошей оценки этого слишком мало, тем более что стоимость навигационной системы RTI составляет 93 тыс. руб.

Выдвижной дисплей на передней панели, к сожалению, не поворачивается вокруг вертикальной оси и лучше виден пассажиру, нежели водителю.

Может, пригодится Volvo On Call? Эта система запущена одновременно с навигационной, чтобы вызывать помощь в случае аварии, неисправности или криминальной ситуации… Мы нажали кнопку, стоя под стенами Ростовского кремля. Соединиться с оператором удалось без проблем, и мы попросили его указать местоположение машины. К сожалению, ничего более конкретного, чем «возле магистрали М8 в Ростове Великом», он сказать не смог. Мы, конечно, в аварии не попадали и не подвергались нападению бандитов, но вообразите реальную ситуацию: сможет ли такое «целеуказание» помочь милиции или спасателям? Один Сусанин знает…

ЖИЗНЬ ЗА «ГАРМИН»

Надо сказать, что «Гармин-Нюви-205» с предустановленной картой 56 российских областей, Москвы и Питера сегодня доступен всего за 8 тысяч руб. Как раз такой навигатор оказался в каждой машине в дополнение к штатному. Именно он без проблем довел нас до самого камня, при этом блеснув знанием таких дорог, на которые без него сворачивать бы не рискнули. «Вольво-S80», конечно, может ехать по разбитой вдребезги военной бетонке, но скорость порой приходилось снижать до пешеходной.

Возле церкви Успения, село Домнино. Именно туда должен был привести поляков Сусанин. На экране RTI девственная пустота, автомобильный навигатор «Гармин-Нюви-205» уверенно показывает дорогу к камню. Туристический «Гармин-76 Cx» (карта не установлена) показ

Крюк в Костромской области мы дали по своей охоте (искали место для фотосъемки), но из тех самых глухих лесов и болот, где нашли погибель воинственные шляхтичи, он нас вывел. Точно к памятному камню, причем более простой дорогой, чем предложили организаторы. Конечно, и у «Гармина» есть недостатки. В частности, в Москве его графика выглядит очень скромной, да и возможности поиска домов ограничены. Но по части загородных поездок придраться решительно не к чему.

ОШИБКА ВОЕВОДЫ

О том, что Иван Сусанин завел поляков в болото, а они ему хитрости не простили, знают все. Иной вопрос, как было дело. Если описывать его в современном ключе, получается вполне цельная картина. Зимой 1613 года отряду польского спецназа поставили задачу: организовать вакансию для восхождения на российский трон королевича Владислава. Для чего отряд был послан в село Домнино, где, по данным разведки, находился молодой, еще не возведенный на престол царь Михаил Романов. Целью было физически уничтожить юного монарха. С картами у поляков было неважно, а потому вместо Домнино они вышли к Деревенькам. По-хорошему, оттуда им оставался марш-бросок меньше чем за пару часов.

Однако мудрый польский воевода решил взять проводника из местных. Деревня гуляла – местный староста Иван Сусанин в тот день выдавал дочь замуж за Богдана Собинина. Дабы не портить праздника молодым, он и согласился стать проводником… Или только он смог?

Далее легенда гласит, что Сусанин приказал тестю предупредить царя, а сам повел шляхтичей дальним кругом и к ночи завел в Исуповское болото, где они на него сильно осерчали и убили, но найти дорогу назад так и не смогли. А уж как было на самом деле, гадайте сами…

N 58° 10,045’ E 041° 44,714’ – в точке с этими координатами лежит 60-тонный памятный камень. От него можно спуститься к болоту, где проложена гать к месту гибели Ивана Сусанина. 

Редакция благодарит компанию «Вольво» за интересное путешествие на родину Ивана Сусанина и желает ей успехов во внедрении навигационных систем.

Подпишитесь на «За рулем» в