Стоп-кран

Стоп-кран

Тормоза придумали трусы? Ну разумеется! – отчаянным храбрецам на это просто никогда не хватало времени. Времени жизни. А если серьезно, то тормозная динамика на дороге куда важнее разгонной – цена метров и секунд здесь другая.

Львиную долю своей мощности автомобиль пускает в прямом смысле слова на ветер. И чем быстрее едет, тем доля эта больше. Причем существенно больше – растет пропорционально кубу скорости. Те, чьи машины оснащены бортовым компьютером, могут проделать несложный опыт – сравнить мгновенный расход топлива на скоростях, к примеру, 60 и 120 км/ч и на холостых оборотах, им соответствующих. Разница и будет тем налогом на воздух, точнее на его плотность.

Но налогов у нас и без того хватает. Может быть, хоть этот удастся частично вернуть? А именно, обратить зло во благо. Уж если встречный ветер такой сильный, не поработать ли ему тормозом на обычной машине?

ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ?

Говорят, для практики нет ничего лучше хорошей теории, поэтому освежим в памяти то, что когда-то учили, а может, и не знали вовсе. Воздух, несмотря на свою воздушность, штука довольно тяжелая, в каждом кубометре его примерно 1,3 кг. Нетрудно подсчитать, что, скажем, «десятка» при скорости 150 км/ч вынуждена протискиваться через него с силой около 1000 Н. Парашют же на этой скорости обещает дать куда большую силу! Только какой взять? Конечно же, настоящий тормозной от самолета! Удалось раздобыть комплект от фронтового бомбардировщика Су-24. Там их два, каждый площадью по 12,5 м2.

«Мартышкина цепочка» не позволяет стропам запутаться.

Но посадочная скорость «сушки» – 280 км/ч, а масса далеко за 20 тонн.

У нас же машина поскромнее – хватит и одного купола. Расчет показывает, что он на скорости 150 км/ч даст без малого 20 000 Н. Для наглядности – эквивалент двухтонной гири! Правда, это в идеальных условиях, в невозмущенном потоке. А за машиной – аэродинамическая тень. Но насколько она велика и как повлияет на торможение, мы пока не знаем. Предположим, четверть расчетной силы потеряем, но оставшихся полутора тонн должно хватить!

В ПЛОТНЫХ СЛОЯХ АТМОСФЕРЫ

«Хаммер» — вот она, настоящая машина для нашего эксперимента. Могуч, тяжел, как паровоз, и аэродинамика примерно такая же. Зато ветром с дороги уж точно не сдует, и за рулем этого танка чувствуешь себя в безопасности – дело-то незнакомое, как будут развиваться события?

Лучшая точка крепления – буксирное устройство.

Закрепляем стропы за фаркоп, укладываем купол и закрепляем этот тюк на верхнем багажнике. Нам тогда казалось, что это лучшее для него место – встречный поток, едва отпустишь чеку, сорвет парашют с крыши, хлопком наполнит его, и мы триумфально пролетим над дорогой под аплодисменты воображаемых зрителей. К счастью, зрителей нет, и наш первый блин видел только объектив фотокамеры.

Дубль подтвердил – крыша не место для парашюта. Во-первых, набегающий поток от ветрового стекла резко уходит вверх, и купол, оказавшись в тени, кое-как сползает с крыши. Дальше – хуже. Квадратный кузов на высокой скорости тянет за собой огромный мешок разрежения. Попав в него, парашют долгое время волочится по асфальту и лишь потом нехотя наполняется. Эффектного хлопка нет.

Оказалось, что самый эффективный способ раскрыть парашют – вбросить его в поток воздуха.

Перепробовав другие варианты выброса (из верхнего люка, через пятую дверь), приходим к самому простому и эффективному – из окна правой задней двери. Генеральная репетиция проходит гладко, а у нас появляется кое-какой опыт.

Скорость 100, 120, 150 км/ч – пора! Петр с силой вбрасывает красно-белую охапку купола в воздушный поток. Мне в зеркало видно, как полотно, растянувшись в длинную колбасу, улетает назад, едва касается земли и, распустив «мартышкину цепочку» строп, расцветает огромным ярким цветком. Ожидаемый тормозной рывок несколько размазан – сказывается большая, в 3,5 тонны, масса машины и все же затянутое раскрытие купола. Впрочем, скорость довольно быстро, будто энергично придавил педаль, падает до 90 км/ч, после чего замедление почти не ощущаешь. Для наглядности эксперимента вжимаю газ в пол, автомат переключается на ступень вниз, мотор упирается в ограничитель, 315 лошадиных сил старательно тянут за собой атмосферу, а скорость едва дотягивает до 110 км/ч. Зрелище необычное, но с практической стороны малоэффективное. Хотя последнее зависит от обстоятельств – если, к примеру, рабочие тормоза откажут – хоть будет шанс въехать в препятствие на более безопасной скорости.

Трехтонному «Хаммеру» парашют – что слону дробина.

Дело в том, что длина строп парашюта около семи метров, и в боевом варианте к самолету он закреплен через десятиметровый канат. Но у нас это было бы рискованно – поведение такого хвоста на дороге непредсказуемо. Боковой ветер запросто закинет его на обочину, а там столбики, дорожные знаки и прочая инфраструктура. Потому-то использовали короткую привязь.

И пусть мы ожидали большего, тем не менее результат есть!

Но «Хаммер» – не скоростной автомобиль, а как поведет себя настоящий дорожный «истребитель» «Крайслер-Кроссфайр», 335 л.с. и 1,5 т собственной массы? Неплохая энерговооруженность, да и сама машинка, что называется, ростом по пояс будет – ее тень куполу мешать не должна.

Легкая машина набирает традиционные 150 км/ч – пора выпускать «змея»!

Купол вспыхивает с небольшой задержкой, но очень резко. Впечатление, будто на полной скорости вылетел на песчаный пляж! Кроме, собственно, торможения, парашют стремится взмыть в небо и разгружает задние колеса и без того легкой машины. В итоге ширины дороги едва хватает, чтобы отловить рыскающий «Кроссфайр» на курсе. А замедление, кажется, не менее эффективное, чем дают рабочие тормоза. Но опять-таки, до скорости примерно 60 км/ч. Далее заметно слабее. Наконец машина идет ровно, за ней – огромный купол. А слабо будет с ним разогнаться? Газ в пол, стрелку тахометра в красную зону, поехали! Но не тут-то было! Кик-даун «прыгает» вниз, мотор рычит на пределе ограничителя, а толку чуть – 335 «лошадей» сучат ногами изо всех сил, скорость же едва переваливает за 80 км/ч.

Вот она, настоящая эффективность торможения! Что ж, на маленькой, но сильной машинке тормозной парашют раскрылся в полную силу! Конечно, есть у «пневмотормоза» свои недостатки, но и достоинств немало – безграничные энергоемкость и ресурс, а замедление на высокой скорости может превосходить то, что дают штатные тормоза! И если на трехтонном «Хаммере», прямо скажем, наш вариант нецелесообразен – хлопот много, а результат не впечатляет, то на спортивных машинах – есть над чем подумать. Однако при любом раскладе стоит лишний раз проверить штатные тормоза. А идеальный вариант – выбирать такую скорость, чтобы экстренным торможением пользоваться никогда не пришлось.

Подпишитесь на «За рулем» в