Колеса блицкрига

КОЛЕСА БЛИЦКРИГА

фото из архива автора

МОТОЦИКЛЫ И МОТОЦИКЛИСТЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Где-то в безбрежных степях русской равнины затеряны эти могилы двух немецких солдат. По фотографии можно угадать, что вояки были мотоциклистами. На это указывает лежащая рядом номерная табличка, когда-то крепившаяся на переднем крыле BMW или NSU. Хотя фотографии больше 65 лет, на ней можно прочитать имена солдат и дату их гибели: 18 июня 1942 года. День, когда немецкая армия дошла до Сталинграда, день, с которого начался закат Третьего рейха.

Нацистская Германия поставила под ружье 20 миллионов человек. Одни летали в рядах Luftwaffe1, другие плыли по волнам в экипажах Kriegsmarine2, но большинство топало по полям в составе Wehrmacht3. Несколько тысяч бойцов отправились на войну за рулем мотоциклов - или построенных специально для боев, или реквизированных у простых граждан прямо на улицах Берлина, Франкфурта или Гамбурга. А кое-кто надел униформу и направился воевать вместе со своим аппаратом. Нацисты запятнали историю своей страны военными преступлениями, но водители немецких железных лошадок оставили в истории мотоциклизма след, заслуживающий памяти.

Мотоцикл не смог бы избежать военной участи: зачастую он оказывался самым быстроходным средством транспорта на поле боя, а порою мог пролезть в такие места, куда другие машины и не добрались бы. Поэтому они встали в строй: американские Harley-Davidson и Indian, британские Triumph, BSA, Matchless и Norton, итальянские Moto Guzzi и Gilera, французские Terrot и Gnome-Rhoneѕ Но самые многочисленные подразделения мотоциклистов во время Второй мировой войны были у немцев. Они занимались разведкой и курьерской службой, входили в состав противотанковых отрядов и пулеметных дивизионов.

Как немецкие мотоциклисты относились к своим железным боевым партнерам? В архивах компании NSU сохранилось письмо, присланное восторженным почитателем марки: "Я купил Ваш мотоцикл новехоньким пять лет назад, и с тех пор ни разу не было случая, чтобы я остался им недовольным. В августе 1939 года меня с моим аппаратом призвали в ряды Вермахта, и за последний год я проехал 20 000 км, сначала в Польше, потом во Франции. После войны я надеюсь вернуться домой вместе с моим мотоциклом." Это письмо написано в начале войны, когда немцы казались непобедимыми. Никто не знает, дожил ли счастливый обладатель NSU до ее конца.

Подпишитесь на «За рулем» в