Наше, народное

НАШЕ, НАРОДНОЕ

R35: ОТ BMW К EMW

Вот одно из самых ярких воспоминаний из далеких 80-х – тот случай навсегда определил мое отношение к старой немецкой технике.

Мы, тогда еще ребятишки, валялись на пляже на берегу Иртыша, как вдруг басовитый рокот заглушил шум прибоя. Оглянулись – увидели картину, которая заставила замереть даже равнодушных к мотоциклам. Пара счастливых владельцев новеньких Jawa толкали свои беспомощные в рыхлом песке аппараты, а третий на мотике какой-то неизвестной мне марки непринужденно ехал по, казалось бы, непроходимому грунту. Чтобы вконец доканать и без того униженных «явистов», тот третий зажал передний тормоз и с высокомерной улыбочкой прибавил газу: фонтан песка взметнулся метров на пять, а мотор мотоцикла, увязшего почти по ось заднего колеса, продолжал молотить как ни в чем не бывалоѕ Тогда я впервые увидел BMW R35 – то был он.

Со своей кажущейся простотой «тридцать пятый» – весьма совершенный аппарат: если бы у него было четыре колеса, вы могли бы по нему обучаться основам устройства автомобиля. Хотя и одноцилиндровый, мотор его верхнеклапанный 4-тактный, причем расположен в раме продольно. Привод генератора – ремнем. В точности автомобильная конструкция сцепления. Коробка передач – с торчащим по-автомобильному рычагом переключения. Карданная передача на заднее колесо. Рама, изящно обнимающая бензобак, отштампована из листовой стали и сварена как кузов авто.

История этого мотоцикла началась в 1937 году. Он стал логическим продолжением освоенной в 1925 году линейки одноцилиндровых машин: R39, R2, R4 и т.д. Производством R35 занялся не головной завод в Мюнхене, а филиал в городе Айзенах. Еще в 1928 году баварский концерн купил местную автомобильную компанию Dixi, и довоенные автомобили BMW выпускались именно на ее заводе. Большие заказы Вермахта заставили развернуть на этом предприятии и производство мотоциклов. Модель R35 выпускали до середины войны, их изготовили 15 386 экземпляров. Всего... Запомните эту цифру – позже сравните с другой.

Одноцилиндровый двигатель мотоцикла при рабочем объеме 340 смз развивал максимальную мощность 14 л.с., то есть его «литровая» мощность составляла бы 41 л.с./л – совсем неплохо по тем временам. Мотор обладал очень гибкой характеристикой крутящего момента. Надежная, по сравнению с цепной, передача валом не требовала частого обслуживания. Воздушный фильтр, напоминающий современные фильтры нулевого сопротивления, изготовлен из металлической сетки специального профиля Delbag, ее необходимо было периодически промывать и покрывать тонким слоем масла. На передке хотя и короткоходная, но телескопическая вилка (правда, без гидроамортизации). По тем временам – более чем приличный набор для такого класса техники! Единственный недостаток – жесткая задняя подвеска: из-за нее иногда не выдерживала тряски и лопалась рама. Впрочем, подрессоривание заднего колеса тогда только-только входило в обиход.

Итак, машинка пришлась военным ко двору. Пехотинцы Вермахта с удовольствием оседлали легкий, безотказный аппарат. Полиция, фельдъегерская служба, медсанбаты и другие подразделения, нуждавшиеся в быстрой, маневренной технике для обслуживания тыла, также проявили к ней интерес.

Оценили R35 иѕ в Красной Армии – советские военные от такого трофея не отказывались! И гражданские тоже: по сей день ходят легенды о том, как в деревнях на «тридцатипятках» вспахивали огороды, причем, надо заметить, одометры некоторых машин показывали пробег 100 000 км.

После войны нужда в таком мотоцикле не отпала, и уже в 1945 году в Айзенахе (который оказался в советской зоне оккупации) возобновили производство R35, продолжали его 10 лет и выпустили еще 80 000 машин. Львиная доля этих мотоциклов шла в СССР в счет поставок по репарациям. Со временем в эмблеме синий цвет секторов поменяли на пролетарский красный, буквы BMW – на EMW (от Eisenach – Айзенах). Немецкие инженеры провели несколько модернизаций мотоцикла. Переднюю вилку оснастили гидроамортизацией, рычаг переключения передач перекочевал под левую ногу водителя. Изменились электрооборудование и система питания (устанавливали новый карбюратор), даже обода колес и крылья меняли форму. На раме появились элементы, позволявшие крепить боковой прицеп. Наконец, машину избавили от главного ее недостатка: вместо жесткой подвески применили свечную – как на хорошо нам известном М-72. До той поры задницу водителя спасали лишь две железные пружины под сиденьем, под весом седока растягивавшиеся по обе стороны рамы.

Интересный факт: до 1980 года на мотоцикл можно было заказать практически любую запчасть через «Посылторг». До сих пор в некоторых гаражах можно обнаружить залежи смазанных солидолом «железяк».

Заметили, судьба мотоцикла в чем-то сходна с судьбой «народного автомобиля» – VW Kafer («Жук»)? И он вполне заслуживает именоваться «народным» – за всеобщее признание. Не только в Германии, но и на всем постсоветском пространстве.

История R35 схожа с историями тысяч других мотоциклов, оказавшихся после Второй мировой на территории бывшей «одной шестой». Зачастую судьба немилосердно обходилась с этими машинами: заброшенные великолепные аппараты умирали на свалках, огородах или в пунктах «Вторчермета». К счастью, модель выпускали в таких объемах, что специализированные издания до сих пор пестрят объявлениями о покупке-продаже BMW R35 и запчастей к ним. Многих реставраторов и коллекционеров старинной техники машинка вдохновила на основательное собирательство. Нынче чаще встречаются экземпляры послевоенного производства, довоенные – уже раритеты. Увы, на многих мотоциклах нет «родных» колес, главной передачи, фонарей и руляѕ Еще реже попадаются BMW R35 с документами. Но при изрядной доле везения можно отыскать уникум даже с номерными знаками 50-х годов.

Подпишитесь на «За рулем» в