Вжик!

Вжик!

И знакомый всем окаводам барьер – 24 секунды до сотни и 38 л.с. максимальной мощности – их подопечные берут с большим запасом.

Раскрыть методики спорттренинга любезно согласился Владимир Тягунов – автоспортсмен с большим опытом, по совместительству глава команды. Помогал ему желтый «О'кей» («Окой» язык не поворачивается назвать) неопределенного года выпуска.

...И все-таки мы рассчитывали увидеть что-то попроще: машинку с небольшими изменениями в двигателе, трансмиссии, подвеске, с легкой «косметикой». «О'кей» же оказался настоящим тренировочным автомобилем! Пара деталей да установленные номера – вот и все отличия от гоночного. И травма у него настоящая спортивная – привод вылетел. Боец!

Серьезная машина. Ее характер с первого взгляда выдают спортивные замки капота и багажника, каркас и «ковши» в салоне, шины с внушительными грунтозацепами... Глядя на эти «индикаторы», мы поняли – бойца нужно изучать детально.

Двигатель. Конечно, замахиваться на спортивные победы с чахлым стандартным 750-кубовиком просто смешно. Мастера увеличивают объем до 780 куб. см. Появляются новые, изготовленные по спецзаказу детали поршневой группы и валы. Естественно, предусмотрены разные варианты распредвалов – в зависимости от конечной цели. Как правило, они относятся к группе «моментных». Самый популярный вал – 54-й «Мастер Мотор».

Есть варианты модификации системы питания. Можно поставить не только горизонтальный двухкамерный Weber, но и впрыск. Причем сложность той и другой установки примерно равная, так как под спортивный карбюратор приходится делать специальный металлический короб.

В «Мастер-Спорте» честно признаются, что никогда не испытывали моторы на стенде и не хотят хвастать цифрами. Так что максимальную мощность можно прикинуть только весьма приблизительно. Скажем, около 50 л.с.

Трансмиссия. Тут данные точные. Предусмотрено два варианта КП – Тюнинг I (кросс) и Тюнинг II (кольцо) со сближенными рядами. Главная пара – 4,7 (у стандартных коробок – 4,3). Возможна установка самоблокирующегося дифференциала. Но его рекомендуют только настоящим спортсменам, способным почувствовать пользу от устройства. Зато короткоходный механизм переключения полезен всем без исключения. Он избавляет водителя от мешанины передач.

Динамические характеристики машин с подготовленными по описанной программе двигателями и трансмиссиями также мерить не приходилось, но они явно выше «барьера». Насчет максимальной скорости наш консультант говорит так: «По тарированному спидометру – 140 км/ч». Для «короткой» трансмиссии – весьма и весьма.

Тормозная система. Удивительно, но в команде модификацией тормозов не занимаются, считая, что и со стандартными вполне можно побеждать. Тем не менее для нас прикинули возможные варианты по их переделке – установку 13-дюймовых «восьмерочных» механизмов на переднюю ось и перенос передних на заднюю. Работа довольно сложная, так как требует изготовления особых деталей по чертежам (например, план-шайб), и трудоемкая.

Подвеска. Тут самые серьезные переделки. Повышенное внимание к подвеске характерно для спортсменов (в той же мере, что пониженное – для всех остальных). Причем в «Мастер-Спорте», как и во многих других командах, предпочитают пользоваться деталями собственной конструкции и своего производства. На желтом «О'кее» передняя подвеска усилена подрамником. Рычаги подвески на ШС. Оригинальный стабилизатор. Пружины укорочены на 15 мм. Жесткие газонаполненные амортизаторы. Задняя балка с двумя короткими тягами.

Кузов. «Резать! Резать к чертовой матери...» Нет, кроме шуток – кузов облегчен максимально. От штатной шумоизоляции не осталось и следа – салон сияет голым железом. Бросаются в глаза увеличенные колесные арки (резаные, с загнутыми отбортовками) – это необходимо при установке 13-дюймовых колесных дисков и шин «таврического» размера. Тренировочная машина ездит зимой на гравийных шинах М-275. Хотя на зиму можно поставить и жигулевские 175/70R13 «Ралли-4» из особо мягкой резины. А летом «Мастер-Спорт» переходит на слики НИИШП размером 150/50R13, нарезая в них, если необходимо, водоотводящие канавки.

Неожиданно большим оказался выбор колесных дисков, считающихся редкостью из-за «трехдырчатой» системы крепления. У «Мастер-Спорта» есть варианты 13-дюймовых литых и кованых колес из Москвы, Соликамска, Верхней Салды. Из магниевых, титановых и алюминиевых сплавов. Правда, магниевые колеса в последнее время стали дефицитными – завод приостановил их производство. Будем надеяться, временно.

Последний штрих экстерьера – спортивные замки. Сегодня они стали повсеместно модным тюнинговым атрибутом. Однако здесь несут важную смысловую нагрузку – штатные замки слабо удерживают и капот, и крышку багажника, а дополнительные запоры страхуют их.

Салон. Интерьер спорткара мало напоминает уютные салоны «гражданских» машин. Скорее уж рождает ассоциации с кабиной самолета или башенного крана. Все предельно строго и функционально. «Ока» в этом плане ничем не отличается от «старших» – несмотря на тренировочность, ее салон полностью спортивен. От штатного осталось разве что торпедо с «шестерочными» приборами (кстати, можно разместить и дополнительные). Но и оно теперь увенчано большим выключателем массы. О спортивности говорят и щедро рассыпанные саморезы, необходимые для устранения вибраций и дребезжания.

Руль обыкновенный, «Вираж». Можно поставить любой спортивный, но по всем параметрам эта дешевая баранка вполне подходит.

С посадочными местами тоже все ясно. Заднему дивану тут места нет. Впереди настоящие гоночные «ковши» Sparco. Об их достоинствах лучше всего говорит внушительная цена – $260/штука. Заметим: она вполне оправдана, как и цена многоточечных ремней SCHROTH – $160 (интересны спортивной омологацией и системой пассивной безопасности ASM).

Раз уж мы заговорили о стоимости, назовем цену подготовки такого автомобиля – около $4000. Оторопь берет, правда? А вы суммируйте работы да не забудьте, что в результате получается настоящий спорткар, пусть и маленький! А уж по части удовольствия от управления такая «вжикалка» даст фору многим.

Подпишитесь на «За рулем» в