Химики

Химики

До этого зимнюю Москву в течение семи лет посыпали технической солью. Она, как известно, разъедает не только кузова автомобилей, но и линии электропередач. В 1998 году с подачи некоторых депутатов Московской городской думы начался процесс по отказу от использования соли. Но переходить к современным химическим реагентам они предполагали постепенно: тянули время для проверки составов – мало ли, как оно скажется на наших дорогах... Финансы тоже не способствовали резким движениям: тонна соли стоит 400 рублей, а хлористого кальция (самого популярного реагента) - 1500. Кроме того, соли требуется 320 тысяч тонн, а нового химиката - более 500. А техника! Нужны же специальные распылители, автобазы. В итоге разжижение льда обходится в 10 млрд. рублей вместо двух. Задумаешься!

Между прочим, власти отлукавили и от другой необходимости – проводить подробную экспертизу. Влияние реагента на почву и деревья худо-бедно определили, а какое действие оказывается на людей (органы дыхания, кожу), животных, бетон, асфальт, металл - никто и не помыслил изучать. Не было на тот момент и документа с результатами исследования сцепления колеса с дорогой, обработанной реагентами, да при различных температурах. Вот и получили результат - скользкую пленку на дорогах. В итоге пострадали автомобилисты.

До начала эксперимента мэру Лужкову предлагали не отказываться полностью от соли. Но большинство столичных чиновников были за то, чтобы соль не применялась совсем. Да и сам градоначальник был категоричен: «Соли быть не должно!». И пошло-поехало, точнее посыпалось и полилось на наши дороги.

Все перепугались, бросились к химикам и прочим экологам. Тут и выяснилось, что в первых неудачах виноват совсем не реагент, а коммунальщики, которые просто не умели обращаться с составами. А нужны, как всегда, точность и предвиденье, то есть соблюдение пропорций и сотрудничество с Мосгидрометом. Есть прогноз о заморозках, значит льем жидкий реагент. Попав на асфальт, он существенно понижает температуру замерзания водяной пленки. И дорожное полотно остается влажным, что, согласитесь, лучше гололеда. Но тут важно не переборщить (смотри выше). Лишняя жидкость на дороге ни к чему – ухудшится сцепление шин с дорогой.

Гранулированный химикат надо сыпать постфактум, то есть прямо на снег и ледяную корку. Гранулы начинают активно плавить лед и снег. Работает реактив несколько часов. Быстро просочившись до асфальта, он образует рассол, разрушая связь льда с дорогой. А дальше уже дело машин или пешеходов, которые превратят все это в кашу.

Будем надеяться, что к четвертой зиме дорожники хорошенько освоят новые технологии снеготаяния, а предыдущие спишем на эксперимент.

P.S. Ходили слухи, что улицы в этом году будут обрабатывать химикатом на основе муравьиной кислоты. Но столичные власти заявили категорично, что никаких муравьев они беспокоить не станут. На дорогах будет все тот же хлористый кальций, модифицированный.

Подпишитесь на «За рулем» в