Военторг: броня – моя!

Хватит перебирать черно-белые фотографии, вспоминая юность в сапогах. Тот самый танк или БТР, который вы некогда холили и лелеяли все годы армейской службы, теперь можно запросто купить!
БРДМ-2

Купил танк и не жалею. Никого...

Военный склад – волшебное словосочетание для любого, кто вознамерился прикупить что-либо весомое из армейских излишков для себя любимого. Наберите в интернет-поисковике «купить танк» – волосы дыбом встанут от количества предложений! Это наши легковушки всегда вызывали вопросы насчет качества – но все, что было сделано для защиты родного Отечества, делали на совесть. Даже порой вместо грузовиков, которые родина щедро штамповала миллионами экземпляров, наш народ выбирал те, что с военной консервации. Цена/качество, знаете ли.

А сколько дивных историй до сих ходит в народе о нулевых генеральских «двадцатьчетверках» и майорских «уазиках», купленных за десяток тысяч в связи с окончательным «затариванием» склада? А всепогодное шасси, заточенное под дьявольской мощи ракету, но все еще годное для сбора грибов на любой широте и тоже по цене седана В-класса? А на Западе? Тамошние вояки не то что фельдфебельские «ленд-роверы» – танки и крейсера продают своим гражданам с пометкой «Самовывоз обязателен»! В канун славного праздника 23 февраля я решил посмотреть, что можно приобрести из военного в личное пользование.

Бронепоезд с запасного пути

Первым делом, конечно, решил пройтись по крупным формам.

МАЗ-537 «Ураган»

МАЗ-537 «Ураган»: четыре моста, полный привод, дизель размером с кухню хрущевской однушки, на платформу грузи 15 тонн чего захочешь, плюс прицеп до 65 тонн. И запаска новая в подарок.

Правда, расход топлива будет под 130 литров солярки на холостых оборотах, зато какой панорамный вид открывается с высоты! Цена вопроса – от полутора миллионов за шасси без пробега. Если на его базе найдете модуль передвижной столовой, ценник возрастет еще на 300–400 тысяч. В общем, я пока не готов. И финансово, и морально. Да и с парковками в Москве - сами знаете...

Боевой

Если пускаться в авантюру, так по-взрослому: танк. Не какой-то почти тыловой тягач МТЛБ – хочу настоящую боевую машину. Пусть и без башни. Я и сам без нее, раз захотел такого монстра сторговать.

Т-34

Мониторинг предложений показал, что за средний советский танк Т-72 просят примерно 2,5 миллиона рублей. Правда, в объявлении уточнялось, что демилитаризованный красавец продается с башней, но без двигателя. Э-э, а как быть с мотором? «Мы продаем танк без двигателя – по документам он проходит как монумент или памятник», – ответили мне в торгующей организации. Воображение тут же нарисовало посреди дачного участка пятнистую громадину, которую никто никогда не сопрет по причине ее тотальной неподвижности. Да меня жена прибьет за такую покупку!

За танк в люксовой комплектации, то есть с мотором, просили на миллион больше. Дороговизна объяснялась тем, что модель действительно легендарная – Т-34. Прав был собака Шариков: и у нас револьверы найдутся! И находятся до сих пор, но все-таки нет, не куплю – из бюджета сильно выйду.

Умерим аппетит

С гигантоманией покончено, перехожу к технике размерами поменьше. Как вам бронированный кабриолет БТР-152?

БТР-152

За транспортер 1950 года выпуска 880 тысяч рублей – цена вполне подходящая. Запчастей навалом, ведь многое подходит от старых зиловских грузовиков, на чьей базе и построено это армейское ретро. И по габаритам вполне подходящий. Правда, его бензиновый аппетит может доконать в два счета, но и здесь есть варианты. Скажем, в кино можно сниматься или свадьбы катать по пересеченной местности. Другой вопрос, что его, как Ford Focus по программе утилизации, без долгой очереди не купить. А хочется-то прямо сейчас.

Ну и ладно, пацаны не плачут! БТР-80, командно-штабной вариант, 2 миллиона с торгом.

БТР-80

Можно и подешевле найти, с пробегом, благо на рынке демилитаризованной техники их как грязи на танковом полигоне. Естественно, никакого вооружения, зато отменная плавучесть, живучесть, пассажировместимость и суперремонтопригодный камазовский мотор.

Слушайте, все хорошо, но цена! За эти деньги можно такой навороченный джип купить!.. А кстати, не одно же наше ГАБТУ балует граждан милитаристским техно – может, что из натовских запасов подойдет?

Иностранные трофеи

Увидел я эту машину и закричал, как Семен Семеныч Горбунков: «А есть точно такой же, только без крыльев?». Это я про Mercedes Gelandewagen.

«Мерседес-Гелендеваген»

Как идет ему этот военный матовый оттенок... Ну и пусть без пулемета, но люк-то остался! Да что люк, один противопехотный кенгурятник чего стоит! Опять же, с запчастями ноу проблем, хватает у нас в стране разборок по «геликам». Просто непонятно, как на таком богатстве «бундесы» планировали с нами воевать? Да мы бы их голыми руками, всех, чтобы машину зазря не портить. Красавец, но... 2 миллиона, однако.

Просматривая аналогичные западные сайты, наткнулся на еще одно выгодное предложение: минобороны Великобритании реализует населению легкий авианосец Invisible 1977 года выпуска, не перевертыш, на хорошем ходу, цена договорная.

Английский авианосец

На всякий случай уточнил карту промеров глубин рек и озер Центральной России – есть в редакции мужики, что во флоте служили. И в авиации тоже.

Однако не думайте, что я так ничего себе и не нашел. Родной ВПК столько всего наворотил, что уйти без покупки с этого рынка просто невозможно. Вот и я, поглядев на танки безмоторные да «шишиги» со знаком советского качества (ГАЗ-66 с тентом), решил пойти ленинским путем. И присмотрел себе броневичок.

По-ленински

Вот он, мой сознательный выбор. БРДМ-2, а ныне ТС-1, транспортное средство, одно. И пусть одно, зато какое! Тут вам и лобовая броня в 10 мм (привет ЕuroNCAP), и водомет, и полный привод вкупе с ассистентами для преодоления всяких рвов. И даже экранированное электрооборудование на самый последний случай. Все это будет работать, если вы купите машину из первых рук, то есть с военного склада. Я такой нашел, на 22-м Бронетанковом ремонтом заводе.

Эти бронекорпуса – на ответственном хранении. Самые плохие пойдут на переплавку, из остальных будут делать ТС-1.

Официально изо всей милитари-техники можно приобрести лишь БРДМ. Если найдете такой броневик в профильной организации, то получите полностью откапиталенную машину: двигатель, подвески, мосты, коробка и раздатка – все это с гарантией. Вдобавок сам бронекорпус будет отпескоструен и выкрашен в любой цвет по желанию. Естественно, такую «бээрдэмку» можно найти гораздо дешевле с рук, но тут уж никто никакой гарантии не даст. Так называемая базовая комплектация, армейская, стоит 800 тысяч рублей.

В заводских условиях по желанию установят другой мотор, ибо родная газовская «восьмерка» хотя и разгоняет пятитонную махину до сотни, но не радует топливной экономичностью. Зато сколько радости получит владелец в движении! Для потенциального покупателя организуют тест-драйв под руководством инструктора, ведь самому разобраться с этими рычагами, кранами, задвижками и внушительными кнопками с обязательным трафаретом «Водитель, помни!» – невозможно.

Водительское место ТС-1 дисциплинирует. За рулем такой машины шалить на дороге не хочется.

Забудьте про кресло с поясничной поддержкой, вашу спину обнимает военное седло, которое всегда будет немножко грязным – вход в эту посудину сверху, через люк! Заодно такой «фитнесс» поневоле заставит вас похудеть. Некоторые вандалы заказывают дверь по борту – но зачем же хорошую вещь портить? Этим-то машина и ценна, что тут все не как у людей. Обзор через два лобовых люка только вперед, что вполне естественно для броневичка.

Слегка постреливая через амбразуры

Ну, втыкаем первую, слегка погазовали на месте – родная «шестерка» энергичным сержантским рыком огласила подмосковный лес. Вперед! Поверьте, минут через двадцать вы влюбитесь в этот неказистый армейский вседорожник, как и я. Да что там эти Lexus и Hummer! За рулем такого аппарата, который, кстати, всего-то на 40 сантиметров выше и на метр длиннее Land Cruser, любые дороги нипочем.

В ходе тест-драйва рекомендую прокатиться и на броне – вспомнить армейское прошлое.

А уж внимание вашей персоне будет обеспечено сразу и навсегда. Единственное «но» – за такой машиной придется побегать. В свободной продаже их пока негусто: Минобороны жадничает. Если военные поймут, что армии этот вездеход (а он до сих пор стоит на вооружении!) не нужен, вот тогда с этим транспортным средством станет посвободнее. А тот, на котором ездил я, не продается: это заводская демоверсия. Нельзя же, понимаешь, на пальцах объяснять клиентам, какую мощь и красоту они выбирают. Лучше один раз увидеть. И немедленно купить.

Служивые

Из многообразия демилитаризованной техники чаще всего встречается БТР-80: от миллиона с хвостиком за заезженный вариант до 2 миллионов за новую машину с консервации.

Благодарим 22-й Бронетанковый ремонтный завод за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в