Битва за металл

БИТВА ЗА МЕТАЛЛ

ЭКОНОМИКА

/У СОСЕДЕЙ

БИТВА ЗА МЕТАЛЛ

КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ШПИОНСКАЯ ИСТОРИЯ

Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) был самым маленьким в бывшем Советском Союзе. Куда ему до гигантов - Братского, Новокузнецкого! Но, как говорится, мал, да удал - именно на ЗАлКе, старейшем советском алюминиевом, в конце 60-х было освоено производство специальных сплавов, необходимых для современного автомобильного производства (читай: для ВАЗа). Сегодня старожилы завода со смехом рассказывают историю "внедрения". ФИАТ, вообще-то, собирался поставлять алюминиевые сплавы для отливки головки блока и других частей двигателя сам. Но наши спецы во время командировки в Италию по заданию партии и правительства "свистнули" несколько образцов, которые затем тщательно изучили в лабораториях. Приехали итальянцы со своим алюминием, а мы им - не надобно, у нас свои сплавы есть, не хуже! Словом, так уж повелось, что Запорожский алюминиевый традиционно поставлял свою продукцию нашим автозаводам, в том числе ВАЗу. В 1990 году, например, 85% его потребностей в алюминиевых сплавах покрывали металлурги из Запорожья. Но потом оказалось, что живем мы в разных странах, и на пути "алюминиевого потока" встали таможни... За десять лет поставки из Запорожья в Тольятти сократились почти втрое - до 30%, только стало ли от этого жить легче и лучше?

ЗАлК в новых условиях большую часть продукции вынужден был продавать за рубеж по бросовым ценам (а что, жить как-то нужно...), АвтоВАЗ искал других поставщиков (которые не всегда могли обеспечить качество или просили за свой товар дороже)... А год назад правительство Украины решило объявить конкурс по продаже пакета из 68,01% акций. И тут такое началось!

СУДЕБНАЯ ИСТОРИЯ

ЗАлК, конечно, самый маленький из алюминиевых заводов, но такой "сладенький"! Производственные мощности его позволяют ежегодно производить более 100 тыс. тонн алюминия, 265 тыс. тонн глинозема и 22 тыс. тонн кристаллического кремния. А главное, он основной в СНГ производитель спецсплавов для автомобильной промышленности - это раз. И два - только-только итальянские специалисты смонтировали здесь линию для производства алюминиевой фольги, опять же, единственную в своем роде в Восточной Европе. Словом, желающих приобрести контрольный пакет акций хватало.

Довольно быстро определились два фаворита: российская компания "АвтоВАЗ-инвест" и украинская "Внешнеторговая фирма "КрАЗ". Только вот борьба между ними завязалась очень странная. Если россияне предложили за контрольный пакет акций 69,1 млн. долл. США "живыми" деньгами плюс инвестиционную программу на 200 млн. долл., то украинцы - финансовую гарантию, подкрепленную не деньгами, а... мощнейшим административным давлением со стороны тогдашнего премьер-министра В. Ющенко. И пошли - суды за судами, заседания ФГИ, правительства... Решение простого, казалось бы, вопроса затянулось почти на год. Был даже такой момент, когда деньги украинские власти у "АвтоВАЗ-инвеста" взяли, потратили их на выплату пенсий и зарплат, а потом заявили: решайте проблемы вступления в права собственника сами, как хотите!

Так бы, наверное, и продолжались бесконечные судебные процессы, если бы не случился по весне на Украине правительственный кризис и в отставку не ушел премьер-министр В. Ющенко. А новому премьеру А. Кинаху, видимо, не так "резала глаза" национальная принадлежность инвестора, и к лету "АвтоВАЗ-инвест" безо всякого скандала стал законным собственником контрольного пакета. Председателем наблюдательного совета ОАО "Запорожский алюминиевый комбинат" недавно избран В. Каданников - глава совета директоров крупнейшего российского производителя легковых автомобилей АвтоВАЗа. Он уже заявил, что стабильно растущий спрос на автомобили ВАЗа автоматически увеличивает потребности завода в алюминии - выраженная в деньгах, она составит за 5 лет около 400 млн. долл., и ВАЗ планирует потреблять около 50% от всего объема производства ЗАлК.

- Что изменилось на заводе с приходом новых хозяев? - задумывается коммерческий директор ЗАлКа Александр Котюк (он здесь работает 20 лет и может дать объективную оценку). - Пошли первые инвестиции. Значит, новые рабочие места появятся. Упор отныне делается не на экспорт, а на поставки на Украину и в страны СНГ, и это выгоднее - не надо платить НДС. Так что от союза с россиянами мы в любом случае выигрываем.

Хотим мы этого или нет, а жили мы веками вместе, дружили, работали - так стоит ли ломать копья и бороться с собственной выгодой в ожидании мифического "дяди Сэма" (или "дяди Ганса"), который вдруг принесет нам свои денежки? Для этих дядей мы - зона высоких экономических рисков, поэтому они к нам и не спешат. Так что приходится надеяться только на себя да на друзей-соседей...

Подпишитесь на «За рулем» в