Дилерам волю!
ЭКОНОМИКА
/КОНФЛИКТЫ
ДИЛЕРАМ ВОЛЮ!
"СЕРЫЕ" ПРОТИВ "ОФИЦИАЛЬНЫХ"
ТЕКСТ / БОРИС ХУБАЕВ
Несмотря на многовековой опыт рыночных отношений старушку Европу порой лихорадит от борьбы за... свободу коммерции. Торговать, скажем, ботинками или телевизорами здесь может любой - было бы желание и стартовый капиталец. Но продажей новых автомобилей занимаются только фирмы-любимчики компаний-производителей или, как у нас говорят, блатные. Виной тому так называемый "свод послаблений" (block exemption), введенный властями ЕЭС еще в 1985 году как временная мера и разрешивший производителям автомобилей самим назначать себе дилеров, диктовать цены на машины и их сервисное обслуживание. Мотивация, с которой удалось протащить упомянутый "блок", до боли знакома и нашим предпринимателям, привыкшим обивать пороги чиновничьих кормушек вроде транспортных, пожарных, санитарных и прочих инспекций. К источникам повышенной опасности нужен особый подход... Но если наш "серый" дилер сообразит, как обойти грабительские поборы и выжить даже без льготных поставок от завода-кормильца, то западный привык жить честно...
По настоянию вошедших во вкус промышленников десятилетний срок действия эксперимента был в 1995 году продлен еще на семь лет. 30 сентября 2002 года "свод послаблений" должен быть отменен, на чем настаивает Комитет по защите свободной конкуренции при ЕЭС и чему яростно сопротивляется промышленное лобби в Совете Европы. Доводы в защиту своих льгот рассчитаны явно на несведущих в технике парламентариев: дескать, автомобиль - невероятно сложное изделие и обслуживать его с учетом требований безопасности и экологии сумеет только представитель фирмы-изготовителя. Тогда, в 1985-м, фабриканты обещали, что их жесткий контроль над дилерами позволит удержать почти одинаковые (±12%) цены на машины во всех странах Евросоюза. Разумеется, обманули - сегодня разница доходит до 60% (!). О тех находчивых, которые захотят купить машину где-нибудь в Португалии и перегнать к себе в богатую Баварию (совместив отдых на пляже с экономией нескольких тысяч долларов), чиновники тоже позаботились: никаких "автотуров" - в каждой стране ЕЭС своя индивидуальная омологация моделей. Отчасти это справедливо, ведь технические требования к машине для холодной Скандинавии заметно отличаются от предусмотренных для жаркого Средиземноморья. Но при чем тут разница в ценах?
Ненавязчивый сервис официальных, представьте себе, и в цивилизованной Европе отвращает от себя клиентов - до 40% автовладельцев пользуются им, только пока действует гарантия, а затем уходят в гаражи. Разумеется, это не железные боксы вдоль высоковольтных линий, как у нас, - маленький частный сервис с одним подъемником может находиться и в центре Парижа. Его хозяин с одинаковым успехом починит и "Рено", и "Инфинити", и даже "Жигули", а любые запчасти ему подвезут через полчаса - стоит только позвонить. Если в России ремонт у знакомого Сереги просто дешевле, чем на СТО с белоснежным офисом и менеджерами в мини-юбках, то для европейца обслуживать любимое авто у Гастона, Курта или Джованни - стиль жизни. Пусть другие сдают машину обезличенно, а мне приятно платить деньги хорошему человеку, которого знаю много лет - он чинит на совесть и надолго.
Итак, подмять под себя весь автосервис заводам не удастся - он так и будет наполовину гаражным, но вот отвоевать у официальных торговлю будет весьма проблематично - здесь Комитет по защите свободной конкуренции чересчур оптимистичен. Ну как заставишь производителя продать партию машин тому, кому он не хочет? Он найдет сотню причин, чтобы отказать! Покажи, мол, свой оснащенный по последнему слову техники сервис, а мы еще подумаем, соответствует ли он нашим требованиям. Даже если прижать автомагната каким-нибудь вновь испеченным антимонопольным законом, он все равно сможет манипулировать дилерами методом дополнительных скидок, кредитов и т. д. Но в любом случае "серым" с отменой льгот для официальных станет полегче. А в конечном итоге выиграет потребитель - прежде всего, материально. Ждать осталось меньше года, а там посмотрим...