Расти большой

РАСТИ БОЛЬШОЙ

МОТОРЫ ВАЗ "ПРИШПОРИЛИ" ЕЩЕ РАЗ

Именно поэтому выросло на корнях первого мотора "классики" объемом 1200 смз столь раскидистое дерево (ЗР, 2002, № 10). Позже проторенным путем последовали двигатели "самар". Мотор 2108 (1300 смз) переработали в 21083 (1500 смз), увеличив диаметр цилиндров. Но дальше расти вширь стало некуда - диаметр цилиндров приблизился к пределу, ограниченному межцентровым расстоянием. Зато ничто не мешало слегка нарастить блок, увеличив ход поршня. Решение оказалось удобным и в техническом, и в коммерческом плане. Пришлось, правда, раскошелиться на новый блок и коленвал, зато сэкономили на поршнях, кольцах, пальцах, шатунах и головке, оставив их без изменений. Угадайте, на сколько "поправились" новые моторы? Правильно, на сто кубиков.

Первым из них назовем двигатель 21084 (1600 смз). Он предназначен для самых популярных вазовских моделей - переднеприводных. За ними будущее, значит, и у мотора хорошие перспективы. Доводили его весьма тщательно. Кроме дополнительных ста кубиков, он получил распредвал 2110, карбюратор 21083 с увеличенными диффузорами и новую камеру сгорания. Низ ее - от поршня VAZ 21213, верх - от доработанной головки блока. Степень сжатия при этом подняли с 9,7 до 9,95. Делает этот двигатель опытно-промышленное производство ВАЗа и поставляет только в запчасти (отпускная цена - 23 тыс. руб.).

В моторе хорошо сочетаются и мощный "низ" и активный "верх", а в результате - легкое троганье, ровный и энергичный разгон. По тяговитости он похож на шестнадцатиклапанный, только без ярко выраженного подхвата после трех с половиной тысяч на тахометре.

Если после покупки нового двигателя вы не почувствовали его второго дыхания - вам попалась "усеченная" версия, внешностью и маркировкой полностью совпадающая с оригиналом. Разница лишь в начинке. Ради экономии в нее устанавливают обычные "восемьдесят третьи" поршни, "восьмой" распредвал и карбюратор, отличающийся лишь большими топливными жиклерами. По характеристикам этот мотор мало чем отличается от обычного 21083. Разве что стоит дороже. Снимать головку блока для проверки в магазине вам вряд ли позволят. Вся надежда на честного продавца.

ПО СЛУХАМ И АВТОРИТЕТНО

В продаже можно встретить и другие моторы, начиная с 1700-кубовых и заканчивая двухлитровыми, которые приобретают для переднеприводных ВАЗов. Разочаруем, однако, тех, кто уже стал "счастливым" обладателем подобного двигателя. Мотора с межцентровым расстоянием цилиндров 89 мм (для автомобилей VAZ 2108...2110) рабочим объемом 1700 кубиков не выпускал и не собирается выпускать в ближайшее время ни сам завод, ни ОПП.

Совсем недавно создан 1800-кубовый мотор в двух модификациях: восьмиклапанный 21118 и шестнадцатиклапанный 21128. Обе предназначены в первую очередь для автомобилей VAZ 21108 "Премьер". ОПП уже выпустило несколько десятков этих двигателей, но пока только для доводочных работ, поэтому о мощностных показателях говорить еще рано. Известно лишь, что диаметр цилиндров - 82,5 мм, а ход поршня - 84. Возможно, несколько "сто восьмых" с такими моторами продадут для опытной эксплуатации. Конструкция этих двигателей дает им шанс попасть на заводской конвейер, но вряд ли это произойдет в ближайшие годы.

Двухлитровый двигатель с индексом 21203 существует только в шестнадцатиклапанном варианте (диаметр цилиндров - 82 мм, ход поршня - 94 мм) и сертифицирован для производства мелкими сериями. Не путайте его с моторами 21233 и 21239 на базе "классики", имеющими межцентровое расстояние 95 мм. В ОПП уже собрано несколько десятков таких моторов, но дальнейшее производство их под вопросом: для конвейера не годятся - только мелкими сериями.

Кстати, все эти большеобъемные моторы существуют лишь во впрысковых вариантах - карбюраторные версии для них не предусмотрены.

Подпишитесь на «За рулем» в