Советы бывалых

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ПРЕМИЯ 2000 РУБЛЕЙ ЗА ЛУЧШИЙ СОВЕТ НОМЕРА ПРИСУЖДЕНА СЕРГЕЮ АНИСИМОВУ, РЕШИВШЕМУ АКТУАЛЬНУЮ ДЛЯ МНОГИХ АВТОМОБИЛИСТОВ ЗАДАЧУ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ БАТАРЕИ.

Сергей Михайлович родился и живет в Сызрани. Ему 37 лет, и по крайней мере тридцать из них он увлекается техникой. Интерес ко всяким механизмам и желание творить привели его в школьный кружок, затем на радиотехнический факультет Куйбышевского авиационного института, оттуда - в ракетные войска. Прослужив шесть лет, работал видеоинженером в местной студии телевидения, потом занимался монтажом, обслуживанием и ремонтом различных электронных систем. Ныне работает с компьютерами и периферийными устройствами.

Кроме электроники, у Сергея Михайловича много других интересов: музыка, дизайн, эргономика и, конечно же, автомобили. Автолюбителем был с детства, а вот владельцем машины стал лишь в 1998 году. Сначала ездил на VAZ 2106, теперь имеет "восьмерку". Чтобы содержать ее в порядке и наилучшим образом приспособить к своим потребностям, с успехом использует инженерный опыт и, конечно, смекалку. Применяя лучшие предложения бывалых автомобилистов, он находит удачные решения многих задач, которые ставят автомобиль и жизнь. Так, например, когда почти полностью разрядившийся аккумулятор (во время ночной поездки зимой в снегопад) отказался утром крутить стартер, возникла мысль контролировать расход электроэнергии амперметром. После изучения электросхемы автомобиля был найден и применен довольно простой способ, который предложен здесь вниманию читателей. Автор желает им удачи на дорогах, а отечественному автопрому - выпускать более совершенные и надежные машины.

Пользуясь случаем, Сергей Михайлович передает привет друзьям, особенно в доблестной Ужурской дивизии РВСН.

Чтобы сберечь немолодой аккумулятор, нужно следить за его зарядкой во время движения, а контрольная лампа указывает лишь на исправность генератора. Выручит амперметр или гальванометр. На VAZ 2108, 2109, 21099 легко установить прибор, подключив к диагностическому разъему. Одна из задних его клемм подключена к выводу "30" генератора, другая - к "+" аккумулятора. Измеряя падение напряжения на этих контактах, можно определять величину и направление тока между батареей и генератором. Подключаем измерительную головку последовательно с переменным резистором (для регулировки чувствительности). Подойдет любая с нулем посередине, током полного отклонения около 100 мкА и сопротивлением рамки около 1000 Ом (рис. 1). По отклонению стрелки судят о величине зарядного или разрядного тока.

Идеально подходит индикатор уровня записи от старого магнитофона с подстроечным резистором 1 кОм (рис. 2). Шкала его неравномерна, со сдвинутым вправо нулем. Это очень удобно: зарядные токи аккумулятора больше, чем разрядные, а точное значение тока ни к чему. Необходимо только аккуратно вскрыть корпус индикатора и, повернув специальное кольцо, установить стрелку на ноль. Провода индикатора лучше защитить предохранителем 1 А. Индикатор работает постоянно и энергию не потребляет. С. АНИСИМОВ, СЫЗРАНЬ

От потери водительских документов никто не застрахован. Поэтому напишите номер своего домашнего или рабочего телефона на полоске бумаги и приклейте ее скотчем на обороте водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства. Нашедший эти документы наверняка позвонит вам.

* * *

При покупке декоративных колпаков имеет смысл приобрести сразу два одинаковых комплекта. Рано или поздно колпаки теряются, ломаются, и все равно приходится покупать еще один комплект, поскольку поштучно они не продаются. Имея запасные, вы экономите время на поиски такой же модели, которая, может статься, уже не выпускается.

Ю. СВИРИДОВ, МОСКВА

В автомобилях "десятого" семейства ВАЗа со временем возникает глухой стук в передней подвеске. Причина - износ резиновой прокладки в опоре стойки.

Чтобы надолго устранить этот дефект, вставил в опору сделанные по месту текстолитовую и резиновую прокладки, как показано на рисунке. В конкретных случаях их толщины могут быть иными, но важно, чтобы первая была тоньше второй.

А. ЛЕОНОВ, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ., ВЫКСА

Сжимая винтовыми стяжками пружину подвески, приходится быть осторожным: малейший перекос - и стяжки грозят съехать на один бок, а пружина - "выстрелить". Избежать этого помогут разрезанные вдоль куски толстого пластикового шланга (см. рис.), надетые на витки пружины между стяжками. (Идеально подходит по диаметру и жесткости "жигулевский" шланг от расширительного бачка.) Для фиксации стяжек делаем в нем небольшие вырезы. Если приходится работать с пружинами разных автомобилей, стоит держать комплекты таких вставок под нужный диаметр.

А. СУХОВ, МОСКВА

После того как в наружном зеркале "Жигулей" плоское стекло заменили сферическим, образовались щели по стыку с корпусом. Проникающая через них вода портит амальгаму, зеркало мутнеет. Пока этого не произошло, закройте щели любым продающимся в магазине герметиком или водостойким клеем. Для этого снимите зеркало с машины и обработайте сначала одну половину, как показано на рисунке, а затем, после схватывания состава, другую. Г. ЩУКИН, УЗЛОВАЯ

Крышка "бардачка" в некоторых "жигулях" (VAZ 2104, 2105) фиксируется защелкой с одной стороны. На плохой дороге, которых у нас большинство, она дребезжит.

Избавиться от этой напасти позволил магнитный мебельный фиксатор. Его стальную пластину приклеил "Моментом" на крышку, а магнит двумя саморезами закрепил на кромке "бардачка". Теперь никаких звуков крышка не издает. В. ХИЗЕВ, ОБОЯНЬ

При установке обогревателей сидений типа "Комфорт" с блоком управления 17.3763 (от VAZ 2110) в автомобили VAZ 2108, 2109, 21099 с "высокой" панелью возникает вопрос, где разместить блок, поскольку в панель он не влезает?

Наиболее подходящим местом оказался кожух тоннеля пола, в котором я вырезал отверстие и установил блок, как показано на рис. 1.

* * *

В автомобилях VAZ 2108, 2109 и других пластмассовые ручки регулировки наружных зеркал слабо держатся на металлическом основании и часто соскакивают. Я закрепил ручки винтиками М2, ввернув их в имеющееся технологическое отверстие, как показано на рис. 2.

С. ОРЛОВ, ТВЕРСКАЯ ОБЛ.

Чтобы снять генератор в "Жигулях", приходится снимать грязевой щиток, закрепленный 12 винтами под всем моторным отсеком. Я разрезал его вдоль посередине, так что теперь требуется отвернуть лишь шесть винтов, когда надо снять ту или иную половину. Жесткость их осталась вполне достаточной. Так поступили еще несколько знакомых - владельцев старых машин, которые часто требуют ремонта. В. КИЛЬДЕШОВ, ОРЕНБУРГ

В старых машинах, наверное, половина неисправностей связана с электрооборудованием. Устранять их нередко приходится в пути, порой в самых некомфортных условиях. В "Жигулях" (до VAZ 2105) и "Ниве" к названным неисправностям можно отнести поиск сгоревших или плохо "контачащих" предохранителей - их блок расположен в неудобном месте. Чтобы не заниматься таким поиском, я заставил их самих сообщать о своем состоянии с помощью света. Для этого к каждому предохранителю параллельно подключил светодиод (АЛ307) и маломощный резистор сопротивлением 1 кОм (см. схему на рис. 1). Теперь, если предохранитель перегорел или нарушен контакт с лапками держателя (коррозия, потеря упругости), светодиод укажет неисправную цепь. Особенно удобно это ночью.

Ножевые предохранители в современных автомобилях можно снабдить диодом и резистором с помощью мягких проводов, намотав их на ножки, как показано на рис. 2. Я ставлю их в "проблемные" цепи - те, что часто беспокоят. Очень важное условие: устанавливать доработанный предохранитель надо, соблюдая полярность.

В. БОНДАРЧУК, БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ., П. СЕВЕРНЫЙ

Листы больших "Руководств по техническому обслуживанию и ремонту" со временем рассыпаются по склеенному корешку. Исправить дело можно клеем "Момент" или подобным, сохраняющим эластичность после высыхания. Соберите ровно все листы без обложки и сожмите их у корешка, как показано на рисунке, деревянными брусками и винтами с гайками (отступите на пару миллиметров от края). Затем снимите остатки старого клея шкуркой или напильником и нанесите на корешок три-четыре слоя свежего с выдержкой по 10-15 минут. Новый корешок дополнительно укрепите слоем марли или капроновой ткани. Теперь приклейте к нему обложку и работа окончена. М. ВАСЬКИН, МОСКВА

В старых автомобилях ВАЗа течь тормозной жидкости из бачка через уплотнители штуцеров - обычное явление. Когда найти новые уплотнители не удается, приходится покупать главный цилиндр в сборе с бачком.

Мне удалось устранить течь, обтянув уплотнители, как удавкой, ленточными пластмассовыми хомутами, которыми стягивают жгуты проводов (их называют "галстуками"). Для этого не потребовалось сливать тормозную жидкость и снимать бачок. Вся работа заняла минуту.

Подобным, но широким "галстуком" обтянул входной (бумажный) патрубок воздушного фильтра, когда он стал слабо держаться.

С. АНИСИМОВ, СЫЗРАНЬ

Подпишитесь на «За рулем» в