Автозапчасти: глазами продавца
Мой любимый мультик – «Жил-был пес»! Помните, там волк голосом Джигарханяна удивленно спрашивает: «Что? Опять?» Я часто повторяю эту фразу, когда вижу на пороге знакомого покупателя: ага, у него снова ближний свет «кончился»... Только и остается спросить: «Что? Опять?».
Лампы Н7 – это какая-то массовая дрянь, поселившаяся на «фокусах», «маздах-трешках», «лачетти» и во многих других местах. Живут от недели до месяца – от силы три… Причем что «Маяк», что «Осрам» с «Филипсом» – не важно: дохнут и те, и другие. У коллег по прилавку те же проблемы в собственных авто – мы не понимаем, в чем дело. То ли объем колбы у них маленький, то ли еще что – не знаю. С Н4 ничего такого не наблюдается, хотя они тоже массовые. А у продавца выход один: советовать всем покупать какой-нибудь «Маяк»! Знаю, что барахло и что светят не туда: «ЗР» читаю постоянно и другим советую! Но что делать, если все равно через пару недель менять приходится? К тому же, между нами говоря, покупателю все эти светораспределения, извините, до лампочки – он этого не понимает.
Современный покупатель вообще мало что понимает, да и не стремится к этому. Бывают, конечно, «бывалые» с советской школой, которые привыкли доходить до всего своим умом – эти всегда знают, что хотят. Но их очень мало: в основном, идут пацаны в наушниках или гости столицы из южных краев. С последними совсем весело…
– Брат! Дай «Ликой» дешевий! Полусинтовку!
Перевожу: им нужно моторное полусинтетическое масло «Лукойл». Почему именно такое, никто не знает. Начинаешь выяснять: что за машина, какой пробег, что заливал раньше? Но терминологию лучше не трогать: мудрености типа SM, SAE и 10W40отскакивают как от стенки без всякого эффекта. Смотрят на тебя и думают, что цену набиваешь… При этом каждый второй уже напуган: вчера на сервисе ему сказали, что пора менять поршневую. Даже если машина гарантийная. Что ж, всем жить надо…
Тех, у кого в глазах бьется хоть какая-то мысль, уговариваю читать «ЗР»: мол, там в экспертизах все давно объяснено. Не, не верят. Даже наш менеджер, занимающийся закупками, усмехается и говорит, что все места в этих статьях давно проплачены: кто больше дал, тот и первый. Дескать, он в этом профи и точно знает. Все откаты идут через него – мы же торгуем тем, с кем он успешнее договорится о поставках. Как на телевидении, в общем – бордель.
Аккумуляторы? Это хороший товар: на нем можно немножко заработать. Снимаешь старый, ставишь новый – кто-то даст на пиво, а кто-то и 500 рэ отвалит! Правда, был тут у коллег в магазине на Сущевке, так там ребята зажрались: меньше чем за 800 рэ под ваш капот не полезут. Хорошо живут: вот что значит близость к центру. А наш магазинчик на отшибе… Зато я по виду машины уже точно знаю, что у нее под капотом. Недавно участвовал в «Битве экстрасенсов» по телеку: по сюжету меня спрятали в багажнике одной из машин, а эти аферисты меня искали. Так я им потом свое шоу устроил – у всех машин назвал не глядя марки батарей! Очень они удивились…
Какие батарейки хорошие? Люблю «Медалист», а еще японские – «Фу-рукава», «Панасоник»… Я такие батареи даже бэушные в загашнике держу – знакомым по дешевке предлагаю. Что до покупателя, то он, как правило, не знает ни емкости, ни полярности, ни формы клемм, а смотрит только на ценник. Поэтому быстро разлетаются батарейки из Сербии – Black Horse и им подобные: они самые дешевые. Но они и помирают быстрее других. Очень жаль, что к нам перестали завозить MUTLU и TOPLA – хорошие были аккумуляторы. Что до тюменских, то их у нас в магазине вообще никогда не было…
Требования замены батарей – отдельная песня. Обычно посылаем клиента в гарантийку, за заключением. Если же батарейка совсем молодая – меньше двух недель, то, вообще-то, нужно менять не глядя, но мы сначала смотрим на человека. Если мужик пусть и не крутой, но просто нормальный, то меняем, конечно. Но чаще бывает совсем иначе:
– Слишь, брат, памэняй!
Опять гость с юга. Вчера купил батарейку, а сегодня уже меняет… Это у них забава сейчас такая: если сел аккумулятор, то бегут и новый покупают. А потом приходит весь из себя несчастный и говорит: «Плахой, слюшай»! Таких стараемся правдами-неправдами футболить. Лежащие на полках батарейки мы, честно говоря, не обслуживаем. Да, читал, что вроде как надо, но как-то не получается… Бывает, что находишь какую-то запылившуюся где-то в углу – даже жалко становится. Но мы честно проверяем каждый продаваемый аккумулятор нагрузочной вилкой!
В стеклоочистителях покупатели тоже не разбираются. Из 10 человек 8 хотят только самые дешевые. В лучшем случае вспомнят про бескаркасники. Но, как и с батареями, чаще всего просят просто помочь – снять, одеть, примерить… А чего ж не помочь – за пиво-то? У нас в магазине это в порядке вещей, хотя в других за это, как правило, увольняют. А кому мы хуже-то делаем?
– Нэт, мнэ нэ антыфрыз – тасол давай, да!
Смешно? Или грустно? Нет, поймите правильно: мне моя работа нравится! Я здесь шестой год и чувствую себя действительно полезным. И, извините за наглость, образованным: еще раз спасибо «ЗР», который я упорно продолжаю читать. Однако уровень деградации всего и вся очевиден. Тут и лампочки, которые дохнут через две недели, и покупатели, хватающие без разбора то, что подешевле, и общее ощущение того, что мы вновь заехали куда-то «не туда». А на языке снова вертится: Что? Опять?