Дегустация

ДЕГУСТАЦИЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ДОЗНАНИЕ

ДЕГУСТАЦИЯ

БЕРЕМ ПРОБУ БЕНЗИНОВ

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

Слухи о плохом бензине, нет-нет да и встречающемся в Москве, сподвигнули нас на маленькое собственное расследование.

ДВА МЕТОДА

О том, что такое октановое число (ОЧ), знает, наверное, каждый. Это настолько важный параметр, что именно по нему классифицируют топливо. Нефть в каждой скважине разная и при ее перегонке бензин получается тоже разный. В нем сотни видов молекул в различных пропорциях. Стремясь упростить задачу для пользователей, химики призвали на помощь два углеводорода: изооктан и гептан. Изооктан мало поддается детонации, горит горячо и долго. Его ОЧ принято за 100%. Гептан - настоящий детонатор: вспыхивает и горит почти мгновенно. Антидетонационную стойкость его приняли за ноль. Если ОЧ бензина равно 91, это значит, что он сдетонирует при той же степени сжатия, что и изооктан, на 9% разбавленный гептаном.

Октановое число бензина зависит от условий его измерения. Обычно используют два метода - исследовательский и моторный. Принято считать, что первый определяет ОЧ при работе двигателя на переходных режимах (так называемый городской стиль), а второй - при продолжительной работе в режиме номинальных нагрузок. Чтобы не путать, в название бензина ввели дополнительную букву. Так, у АИ-92 ОЧ равно 92 единицам по исследовательскому методу, а у А-76 оно составит 76 единиц по моторному. Чаще всего 92 исследовательские единицы (АИ-92) соответствуют 83 моторным (A-83). Однако впрямую переводить величины нельзя, поскольку у каждого бензина собственная характеристика, и тот же АИ-92 может показать при моторных испытаниях 80-85 единиц. И разность между ОЧ по этим методам - наилучшая характеристика стабильности поведения бензина при различных режимах работы двигателя.

Еще в двадцатые годы американцы начали добавлять в бензин присадки, замедляющие горение. Так появились кислородсодержащие (например, метилтрибутиловый эфир или МТБЭ), железосодержащие (ферроцен), марганцевые (автовэм) и прочие присадки. Самым эффективным подавителем детонации оказался тетраэтилсвинец (ТЭС). Им пользовались, пока тревогу не забили экологи - свинец вреден! От ТЭС пришлось отказаться.

МЕСТНЫЙ РОЗЛИВ

В России нефтеперерабатывающие заводы перестраиваются на ходу. Сегодня у нас действует два стандарта: старый ГОСТ 2084-77 и новый ГОСТ Р 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими экологическими требованиями. Действуют и другие, более жесткие к экологичности топлива стандарты (например, ТУ 38.401-58-171-96). Пока заводы не смогут перейти на новый ГОСТ полностью, существовать будут оба. На НПЗ налажен строгий контроль за технологическим процессом и качеством топлива, но мы-то покупаем бензин на заправке. А путь к ней от завода длинный и не всегда прямой.

Торговцы порой смешивают дешевый прямогонный бензин с товарным, а чтобы ОЧ не упало ниже нормы, добавляют присадки. И если для введения 10-15% МТБЭ требуются специальная емкость и миксер, то железосодержащие присадки можно прямо засыпать в бензовоз - речь идет о граммах на тонну. Так можно довести "92-й" бензин до "95-го" или даже до "98-го". Не будем касаться всех последствий такого способа "улучшения" бензина, перейдем к другому. Этилированный бензин запрещен и в Москве. Именно это и решили проверить.

Не представляясь, мы взяли 10 проб бензина со столичных заправок самых именитых фирм. Остановились на АИ-95, как на самом соблазнительном для махинаций: разница с "92-м" всего на три единицы, а дороже на целый рубль. На каждой АЗС просили показать паспорт: заправщик должен предъявить его по требованию клиента. На некоторых бензоколонках паспорт даже висит для обозрения под стеклом. Документ наверняка настоящий.

А САМ БЕНЗИН?

Анализ проводил 25 НИИ МО РФ, где не знали, откуда топливо - им передали просто пронумерованные емкости.

Начали с детонационной стойкости (моторное и исследовательское октановые числа не должны быть ниже нормы). Почти во всех пробах ОЧ оказалось в норме, кроме... Если верить ТУ, бензин А-96* от "Бритиш Петролеум" - экспортный. Тем не менее до положенного ОЧ=96 он не дотянул почти на единицу. Продается же бензин как "95-й". АЗС "Коримос" от Московского НПЗ, наоборот, торгует настоящим "96-м" бензином по цене "95-го". Но это частности.

Концентрация свинца. Свинец, как и железо, может присутствовать в любой жидкости, включая питьевую воду. В неэтилированных бензинах его должно быть не более 0,013 (или 0,010 в зависимости от ГОСТ) грамма на литр. Столь малая величина служит лишь показателем того, что свинец был в сырой нефти. Лаборатория подтвердила: весь бензин неэтилированный.

Массовая доля серы ограничена ГОСТами от 0,05 до 0,1%. Тут все просто: чем меньше серы, тем меньше коррозии и отложений. "Бритиш Петролеум" едва вписался в норматив. У остальных серы меньше, а у "Коримос" и "Татнефти" - вдесятеро.

Фракционный состав. Чем большая доля топлива испаряется при заданной температуре, тем больше в бензине легких фракций и тем лучше двигатель заведется зимой. Однако их избыток чреват паровыми пробками. Зимой легких фракций должно быть больше, чем летом. Криминала не найдено.

Механические примеси и вода отсутствуют.

Концентрация фактических смол ограничена 10 мг на 100 смз для старого ГОСТ 2084-77 и 5 мг для всех остальных. Смол чем меньше - тем лучше: они вредят карбюратору, инжектору, откладываются на впускных клапанах. Едва вписался в ТУ "Бритиш Петролеум" - у него ровно 5 мг. Чуть меньше у "Татнефти", "Юкос" и "Нефто". Бензин от "ЛУКОЙЛа" вписывается только в старый ГОСТ - концентрация смол у него больше 5 мг. А ТНК, торгующая по тому же стандарту, щеголяет рекордно низким показателем - 1,6 мг.

Концентрация железа. Этот пункт призван выявить ферроцен (или его аналог) - самую любимую присадку бензосамогонщиков. Допустим, при концентрации до 37 мг/л. Найдено лишь железо, присутствующее в бензине изначально. Введенные умышленно присадки измерялись бы десятками миллиграммов на литр.

Концентрация марганца. Одна из самых популярных недавно присадок, к сожалению, почти исчезла. А все потому, что месторождения марганца - в Грузии.

Содержание МТБЭ. Одна из наиболее используемых кислородсодержащих присадок. Безвредна для двигателя, не опасна для здоровья. Концентрация может быть любой, но не выше 15%.

Объемная доля бензола. Бензол поднимает ОЧ. Допустима концентрация до 5%: в малых дозах он действует положительно. В больших же сгорает не полностью, оседая сажей в системе выпуска. Кроме того, выделяется очень токсичный продукт.

Что ж, мы не нашли самодельного бензина. Может быть потому, что солидные фирмы не занимаются мелким мошенничеством - они привыкли работать по-крупному. Мелкие же заправки проверить практически невозможно - в одной Москве более 700 АЗС. И интересно это только москвичам. А нам хочется знать, что делается во всей стране. И потому в следующий раз мы проверим, как обстоят дела в других крупных городах России. Скажем, в Ростове. Или в Екатеринбурге.

Подпишитесь на «За рулем» в