Разношинница

РАЗНОШИННИЦА

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

РАЗНОШИННИЦА

ТАК ЛИ БЕЗОПАСНО КОМБИНИРОВАТЬ ЛЕТНИЕ И ЗИМНИЕ ШИНЫ?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Что делает небогатый автомобилист, покупая авто за 2500-3000 у. е.? Обычно он готов к дополнительным расходам на сигнализацию и "музыку", реже - на антикоррозионную обработку и подкрылки. И все! Дальше начинает душить "жаба" экономии. Но тут приходит зима. Вдоволь навоевавшись с вечно застревающим автомобилем, владелец скрепя сердце решается на весьма разумный шаг - покупку зимней резины. Увы, нередко это бывает скорее шажок: зубастые шины ставят лишь на одну ось машины - ведущую. Логика проста: даже две зимние покрышки обеспечат приемлемую проходимость и лучшую "гребучесть" на заснеженной дороге. О других последствиях шинного "коктейля" многие просто не задумываются, тем более что всемогущие ПДД не запрещают установку шин с разным рисунком протектора на разные оси машины. А ведь современные зимняя и летняя покрышки отличаются одна от другой не только типом протектора, но зачастую и конструкцией, и рецептурой резиновой смеси.

Задумавшись над этим, мы решили провести небольшой эксперимент. Взяли два редакционных автомобиля - VAZ 2109 и VAZ 21045, обутых, как положено, в сезонные "НИИШП-Ралли 2000" и омский "Матадор-МР57", и "разбавили" зимнюю обувь хорошо знакомой летней Бл-85. Давайте посмотрим, что же получилось.

"КЛАССИКА"

Обутый во все зимнее дизельный VAZ 21045 довольно быстро подкупает понятными и стабильными реакциями. Скромные мощностные потуги барнаульского дизеля практически уравновешиваются сцепными возможностями шипованных шин - и "четверка" усмиряет свой заднеприводный нрав, не досаждая водителю заносами задней оси ни при интенсивном разгоне, ни при экстренном торможении. Все очень ровно, сбалансированно и понятно. Некоторые нюансы управляемости связаны в основном с моментной характеристикой двигателя, легко срывающего заднюю ось при резком сбросе газа. В нашем случае эта особенность проявилась на специальной закрытой трассе, где и был поставлен эксперимент. Но немного приспособившись, этим заносом задней оси удается даже c успехом пользоваться, легко доворачивая автомобиль в нужном направлении.

Ставим Бл-85, как и положено, на "свободную" переднюю ось. Замеры тормозного пути тут же выявляют разницу. На первый взгляд она не столь существенна, какие-то лишние 4-5 метров... Гораздо заметнее качественные отличия. Во-первых, "основные" с точки зрения тормозов передние колеса стали раньше и резче блокироваться, тем самым лишая автомобиль управления. А во-вторых, появились неприятные рыскания передней оси, вызванные неравномерностью тормозных сил. Выезжаем на трассу. Как будто ничего не изменилось - "четверка" так же уверенно разгоняется по узкому коридору, размеченному яркими конусами. Но вот приближается первый поворот: водитель по привычке слегка сбрасывает газ, готовясь к уже отработанному довороту задней оси и... Автомобиль вдруг совершенно "по-переднеприводному" вылетает с трассы, никак не реагируя на вывернутые практически до упора передние колеса! Выбравшись из сугроба, меняем тактику, становясь осторожнее. Но даже снизив скорость, постоянно сталкиваемся с неожиданными и плохо корректируемыми проскальзываниями передней оси, которые заставляют машину вываливаться наружу поворота. Приспособиться, в общем-то, можно, но надо ли?

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД

Словно застоявшийся скакун, "девятка" вырывается на уже раскатанную трассу, легко перекрывая все "классические" рекорды ее прохождения. Зубастые шины словно вгрызаются в снежно-ледяное покрытие, позволяя более бойкому бензиновому двигателю разгонять VAZ 2109 до недостижимых для дизеля скоростей. Вдоволь нарезвившись, вспоминаем о Бл-85, только теперь устанавливаем летние шины на заднюю ось. И вновь на первый взгляд с автомобилем ничего серьезного не происходит. Убаюканные надежностью переднего привода, пробуем порезче тормознуть в самом безобидном повороте. Ах - "девятка" вдруг развернулась поперек дороги, в нашем, тепличном случае, свободной от остального транспорта. Разница в длине тормозного пути, как и в эксперименте с "классикой", не кажется опасной: все те же 3-5 метров. Но в отличие от "классики", на переднем приводе в данной комплектации любое экстренное торможение превращается в борьбу с заносом задней оси.

Опыты на закрытой трассе только подтверждают это. Как раз здесь машина с передним приводом растрачивает все свои преимущества, без конца срываясь в боковые скольжения и утомляя водителя настолько, что уже не хочется сколько-нибудь торопиться. Все повороты приходится проезжать, тщательно подбирая скорость на входе, в противном случае проблемы почти неизбежны.

ОБМАНЧИВАЯ ЭКОНОМИЯ

Результат очевиден - половинчатых решений лучше избегать. Вроде бы безобидные и приемлемые в повседневной жизни, они таят опасность в критических, аварийных ситуациях. Применительно к нашему небольшому эксперименту "классика" оказалась несколько более терпима к летне-зимнему шинному сочетанию. По крайней мере, чрезмерная прямолинейность реакций автомобиля и снижение точности управления не так пугают, особенно неопытных водителей. Переднеприводный автомобиль в данной комплектации более коварен и обманчив, в первую очередь при экстренных торможениях.

Так что на шинах лучше не экономить. Но если этот эксперимент вас не убедил и традиционное "авось" оказалось сильнее, - будьте осторожны: "разношинница" может доставить немало неприятностей.

Покупка зимних шин - не та статья расходов, на которой стоит экономить.

Переднеприводный автомобиль, обутый в зимние шины, проходит поворот по заданной траектории.

На передней оси - те же зимние шины, сзади - летняя Бл-85. Тот же маневр,

та же скорость - совсем другой результат. Торможение перед поворотом

(фото А) приводит к заносу задней оси. Его удалось предотвратить, однако

автомобиль уже ушел с заданной траектории, поворот начинается с опозданием и... вновь занос задка (фото В). Объехать вешку все-таки удалось, но траектория движения оказалась далека от оптимальной, к тому же маневр потребовал специальных навыков управления.

Подпишитесь на «За рулем» в