Противостояние

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Детройтское автомобильное шоу - одно из самых старых в мире: впервые его двери открылись еще на заре автомобилизации - в 1907 году. С 1965 года салон устраивают в выставочном комплексе "Кобо", а чуть больше десятилетия назад выставке придали международный статус и назвали "Северо-Американское Международное Авто Шоу" (North American International Auto Show - NAIAS). Салон стал интернациональным в те годы, когда европейские и азиатские производители все стремительнее стали завоевывать рынок Америки. Сегодня уже четыре из десяти проданных в США машин - импортные.

К открытию салона приурочили вручение наград лучшему автомобилю и вседорожнику года в США. Из семи финалистов шесть - европейцы и азиаты, а победителями стали... " Мини Купер S" и "Вольво-ХС90".

И хозяева решили дать "оккупантам" бой. "Это будет кровавая баня", - качал головой один из руководителей "Форда" Джей Мэйз, прогуливаясь между рядами диковинных концепт-каров и броских серийных машин трех континентов. Жестокая конкуренция - не лучший сценарий для производителей, зато идеальный с точки зрения покупателя.

СЛИВКИ ОБЩЕСТВА ИЗ ЕВРОПЫ

Зажиточная Америка всегда "неровно дышала" к престижным моделям европейского автопрома. И это очень хорошо знают в Старом Свете: в Детройт привезли не просто новинки, а лучшее из того, что появилось в "закромах".

Одной из главных премьер выставки стал долгожданный "Роллс-Ройс" - первый английский аристократ, рожденный немцами из БМВ. Над именем новинки голову не ломали - ее нарекли "Фантом" ("Призрак") в честь знаменитого еще в 20-е предка. Планируют, что уже в первый год рынок США поглотит около 1000 "роллс-ройсов", а к 2005 году ожидают аж двукратный рост продаж. Подробный рассказ о "Роллс-Ройсе" ХХI века читайте в ближайшем номере ЗР.

Первого января 2003 года судьба развела некогда неразлучные "Роллс-Ройс" и "Бентли". Последний, обретший пристанище под крылом "Фольксвагена", пока сумел ответить оппоненту очень элегантным, но, увы, концептуальным купе "Континенталь GT".

Конкуренты из "Даймлер-Крайслера" на Детройтском салоне ангажировали в ряды своих почитателей знаменитого телеведущего Джея Лино, артистично расписывавшего посетителям достоинства "Майбаха-62". В "поддержку" роскошному седану выставили родстер "Мерседес-Бенц SL600" с 12-цилиндровым двигателем и универсал Е-класса с полноприводной трансмиссией 4Matic.

Слухи о скором появлении в гамме БМВ компактного вседорожника Х3 подтвердил концептуальный "х-Эктивити" с трехлитровой "шестеркой", механической пятиступенчатой коробкой передач и полноприводной трансмиссией, аналогичной той, что установлена на Х5. Пока одни мечтали заполучить ключи от будущего "х-Эктивити", другие интересовались уже доступными купе и кабриолетом третьей серии. Помимо чуть модифицированной внешности, машины получили необычную пока адаптивную систему управления фарами, чтобы "заглядывать" за поворот. Доктору Хельмуту Панке, председателю совета директоров БМВ, будущее видится в розовом свете: "К 2008 году мы выпустим 20 новых моделей, увеличим объем производства на 40%, инвестируем в разработку и производство 25 миллиардов долларов".

"Фольксваген", несмотря на внушительный стенд, не показал, по сути, ничего нового. Кабриолет "Нью Битл" и вседорожник "Туарег" уже продаются в США. Видимо, стратеги концерна сделали упор на трио от "Ауди": "наточенную" "шестерку" RS6, уже знакомый европейцам седан А8 в удлиненной версии и, конечно же, вседорожный прототип "Пайкс Пик Кваттро". Любопытно, что и RS6, и "Пайкс Пик Кваттро" оснащены одним и тем же 500-сильным двигателем. В силуэте "Ауди" явно проступают черты прошлогоднего концепта "Фольксваген-Магеллан" - концерн упорно продвигает свое детище к конвейеру.

"Форд", опекающий британский "Астон Мартин", вовсю старается отнять лавры у "Порше" и "Феррари" - традиционных лидеров в секторе спортивных суперкаров. Двухместное купе AMV8 "Вэнтидж", скрывающее за радиаторной решеткой 350-сильную "восьмерку" объемом 4,3 л, будет стоить чуть дороже сотни тысяч долларов. "Мы хотели, чтобы этот автомобиль годился для повседневной езды", - говорит дизайнер Хенрик Фискер. Прошлогодний объем продаж в 1500 машин с приходом AMV8 в 2005 году хотят утроить.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ

Японские, а с недавнего времени и корейские машины уже стали неотъемлемой частью "демографической" карты США. Пусть новейший " Ниссан Максима", "слизанный" фирмой с собственного купе Z350, не поразил воображения, зато на этой машине, оборудованной 3,5-литровым 265-сильным мотором, будет ездить не один десяток тысяч человек. Успех гарантирован и рамному пикапу " Ниссан Титан" с V-образной "восьмеркой" мощностью за 300 л. с.

Интереснее смотрелись серийный " Infiniti FX45" и концептуальный "Трайант": вседорожники, скрещенные с универсалом и купе. "Трайант", буквально нашпигованный электроникой, привлекал публику дверями типа "крыло чайки". Покупателям же FX45 с 4,5- и 3,5-литровым моторами, а также полным приводом обещают спортивную управляемость.

Значение североамериканского рынка для японцев иллюстрирует "Мицубиси", спланировавшая целую акцию "Проект Америка": сразу четыре модели должны охватить все основные секторы рынка. Лидером "колонны" выбрали вседорожник "Индейвор" с 215-сильным V6 под капотом. Он будет сражаться за американских покупателей с "Хондой-Пилот" и "Тойотой-Хайлендер" и появится уже в 2004 году.

Любопытный концепт "Слайс" от КИА - взгляд из Кореи на автомобиль недалекого будущего. Шестиместный прототип - нечто среднее между мини-вэном и универсалом - экономичен, комфортабелен и вместителен благодаря легко трансформируемому салону, почти как грузовой фургон.

ОТВЕТНЫЙ УДАР

Шарм европейского стиля и японская практичность с трудом противостояли натиску американского характера. Ни растущие цены на нефть, ни экономический спад не в силах поколебать основ североамериканского менталитета. "Чем больше, тем лучше" - этот девиз был, есть и, похоже, всегда будет актуален в США.

Чего стоит хотя бы "Кадиллак-Сикстин" с 16-цилиндровым двигателем заявленной мощностью 1000 л. с.! Ожидать серийного выпуска этого "Кэдди" в ближайшее время не приходится, но, как известно, дыма без огня не бывает.

Стратеги "Форда" решили удивить публику не только самими экспонатами, но и их количеством - пятнадцать новинок! Выделялся футуристический седан "Форд-427". Индекс в названии - объем цилиндров в кубических дюймах (в привычных нам единицах - 7 литров!) Показатели мощности и крутящего момента впечатляют - 434 кВт/ 590 л. с. и 690 Н.м! По словам "кровожадного" Джея Мэйза: "427-й - несомненно, "Форд" и стопроцентный американец".

И все же большего внимания удостоился " Форд Мустанг". Его явление сопровождали заводными рок-н-роллами и на какой-то миг показалось, что время повернулось вспять - настолько удачно выдержан стиль легендарного "Мустанга" 60-х (подробнее - в разделе "В мире моторов").

Любителей экстрима невозможно было оттащить от "Доджа-Томагавк", эдакого мутировавшего представителя отряда мотоциклетных. Четырехколесный монстр длиной 2,5 м вывел на подиум один из директоров "Крайслера" Вольфганг Бернхард.

Каждое колесо - с независимой подвеской, а в движение "Томагавк" приводит... 10-цилиндровый 8,3-литровый двигатель от знаменитой "Гадюки" - "Доджа-Вайпер". Его 500 "лошадей", по уверению "Крайслера", позволяют разогнать мотоцикл (или все же автомобиль?) до... 600 с лишним км/ч! У того, кто не боится быть смытым набегающим воздушным потоком и располагает 250 тысячами долларов, возможно, появится шанс приобрести машину. Решение о производстве будет принято летом.

На фоне "Томагавка" банальны даже такие любопытные машины, как заднеприводный 430-сильный "Шевроле-SS" - седан, стилизованный под купе, или высокотехнологичный "Понтиак-G6" с 285-сильным мотором и изменяемым клиренсом, пластиковый кузов которого "посадили" на пространственную раму...

Под занавес детройтского праздника были подведены итоги выставки - организаторы выбирали самые яркие машины. И тут отыгрались американцы. Лучшими назвали "Шевроле-Шайенн", "Кадиллак-Сикстин", "Джи-Эм Хай-вайр" (см. ЗР, 2003, № 2) и "Меркьюри-Мессенджер". Конечно, полностью игнорировать иностранцев не решились: " Honda Element", " Бентли Континенталь GT" и " Ауди А8" также сорвали призы за дизайн...

Детройтское шоу 2003-го посетили более 800 тысяч человек, не просто зрителей, а потенциальных покупателей. Именно для них, балованных и пресыщенных автомобильным изобилием, расстарались конструкторы и дизайнеры. Заинтересовать потребителей все труднее. Не случайно председатель совета директоров "Даймлер-Крайслера" Дитер Цетше констатирует: "Чем шире выбор у покупателя, тем более индивидуальный автомобиль он требует".

Почти шестиметровый седан "Роллс-Ройс Фантом" с 460-сильным мотором будет стоить в США минимум 333 000 долларов.

"Астон-Мартин AMV8" с алюминиевым кузовом при длине 4347 мм - один из самых компактных авто за всю историю фирмы.

На "х-Эктивити", который фирма называет "кабриолетом рамного типа", БМВ обкатывает идеи будущего серийного вседорожника Х3.

"Ауди-Пайкс Пик" назван в честь состязания по скоростному подъему на одноименную Pickes Peak - культовому авторазвлечению Америки.

Вице-президент "Инфинити" Марк Макнеб считает, что "Трайант", возможно, будет серийным.

"OLV - наш взгляд на то, каким должен быть практичный и в то же время броский автомобиль", - говорит о концепт-каре Даг Моттрем из представительства "Хёндэ Мотор Америка".

По заверению создателей, "Кадиллак-Сикстин" иллюстрирует стратегическое направление, которого фирма намерена придерживаться в будущем.

Возможно, пикап " Ford F150" не самый яркий экспонат выставки, зато - бестселлер американского рынка.

"Адский мотоцикл" "Томагавк" способен набрать первую "сотню" за 2,5 с. Тем же, кто сомневается в максимальной скорости машины, производители остроумно предлагают "проверить это самостоятельно".

Полноразмерный пикап "Шевроле-Шайенн" оборудован восьмицилиндровым мотором с системой отключения части цилиндров.

Внешность "Шевроле-SS" перекликается с роторной "Маздой RX-8".

Появление концепт-кара "Сантьем" приурочено к 100-летию марки "Бюик". Примечательно, что казалось бы типично американский облик - плод работы стилистов итальянского ателье "Бертоне".

"Меркьюри-Мессенджер" - лучший концепт Детройта 2003 - многие считают предвестником новой эры стильных американских купе.

Подпишитесь на «За рулем» в