Эстафета

ЭСТАФЕТА

ВАЗ ПЕРЕДАЕТ В ИЖЕВСК И СЫЗРАНЬ ОЧЕРЕДНЫЕ МОДЕЛИ

СЫЗРАНЬ

После передачи VAZ 2106 (включая штамповку, сварку и окраску кузова) в Ижевск на "РосЛаде" остались "семерки" и "четверки" (на самом ВАЗе продолжают делать "четверки", "пятерки" и "семерки", под которые целиком занята одна нитка конвейера). Взамен "шестерки" в Сызрани начали освоение переднеприводных моделей, получая с ВАЗа собранные, или, как здесь говорят, обитые кузова. А уже с середины прошлого года сами освоили сборку салона и стали получать из Тольятти только кузова "в железе". Так и ВАЗу проще, и "РосЛаде" выгоднее. "Заготовки" будущих машин доставляют в Сызрань по железной дороге и на автомобилях с шестиместными полуприцепами-"кузовозами".

Кузова ставят на конвейер по уже отработанной технологии - погрузчиком. Еще перед сборочным цехом на каждом кузове лазером выжигают свой, "росладовский" код завода-изготовителя, модель и свой же порядковый номер - рядом с тем, что уже был выдавлен на ВАЗе. Вазовский ХТА при регистрации записывается как номер кузова, а "росладовский" X7D служит идентификационным или VIN-кодом автомобиля.

Интересно наблюдать, как работает автоматика, управляющая подачей очередного кузова в лифт и установкой на напольный конвейер. Вроде бы все просто - щелкают концевики, включаются и выключаются электроприводы. Но это происходит настолько красиво и аккуратно, что можно любоваться часами.

"Оприходованный" в "РосЛаде" кузов попадает на конвейер. Здесь собирают электрику, обивают салон, вставляют стекла, крепят сиденья. "Девятки" и "классика" - на одной линии, но для удобства работы модели разделены по сменам. В одной - переднеприводные, в другой - "семерки" и "четверки", затем наоборот. Чтобы не загромождать цех комплектующими и не усложнять жизнь сборщикам, "четверки" в Сызрани собирают только с "семерочным" салоном (модификация 21047). Даже дизельный VAZ 21045 будут начинять "по люксу". Кстати, технология сборки дизельных машин здесь уже отработана, ждут только двигатели с "Барнаултрансмаша".

Полностью готовый кузов переезжает в соседний цех - на сборку "механики". Процесс аналогичен родному, ведь машины носят индексы ВАЗа и обязаны соответствовать его техническим условиям. Как и на ВАЗе, после схода с конвейера новоиспеченным автомобилям регулируют фары, выставляют углы передних колес, проверяют токсичность и обкатывают на барабанах. "Жигули" сызранской сборки готовы.

ИЖЕВСК

До тех пор пока на "Ижмаше" не освоено изготовление и окраска кузова "четверок", они, как и сызранские, тоже начинаются на ВАЗе. В Тольятти штампуют детали, сваривают кузов, красят его и собирают до "первой комплектации" - уровня, предусмотренного для продажи в запчасти. Кстати, вазовцы собирают эти кузова на второй нитке главного конвейера - той, где "классика". Сборка кузова в запчасти ничем не отличается от той, что предназначена готовым автомобилям. Те же комплектующие, те же люди и отношение к работе. Лишь в сборочной карте, сопровождающей кузов, указано, какова его дальнейшая судьба.

В таком виде он и попадает в Ижевск.

Специальный погрузчик с длинными, в резиновых бинтах (чтобы не поцарапать) вилами устанавливает кузова на конвейер сборочного цеха. Здесь они оказываются в одной компании с совсем "голыми" кузовами VAZ 2106, Izh 2126 и пикапов, поэтому многие посты проезжают транзитом, позволяя сборщикам передохнуть. На них лишь ставят рулевую колонку, блок педалей, главный тормозной цилиндр да передние амортизаторы.

Двигатель, как и на ВАЗе, подсобирают с коробкой передач, карданными валами и задним мостом на отдельных стендах, движущихся параллельно основному конвейеру. Платформа с собранным шасси подходит под кузов, и гидроподъемники приподнимают двигатель с трансмиссией для стыковки. Происходит "свадьба" - так на многих автозаводах называют процесс соединения шасси и двигателя с кузовом.

Остается поставить переднюю подвеску, подсоединить и прокачать гидропривод тормозов, проверить электрику, заправить машину и привернуть колеса. Проезд по металлической гребенке (не стучит ли подвеска?), регулировка углов передних колес и света фар - дальше ижевский VAZ 21043 отправляется на напольный конвейер, где регулируют замки дверей, устраняют мелкие дефекты сборки, после чего служба ОТК окончательно проверяет машины.

Здесь же они официально превращаются из вазовских в ижевские. Рядом с родной маркировкой "ХТА", индексом модели и порядковым номером приклепывают свою табличку и наклеивают голограмму. Еще одну клеят в задней части кузова, рядом с VIN-кодом, выдавленным на полу багажника между задним сиденьем и нишей колеса. На всех этикетках VIN-код "Ижмаша" - уже "ХТК" и свой порядковый номер автомобиля. В документах вазовские обозначения записывают в строку "номер кузова", а ижевские - в строку идентификации. Это временное решение, согласованное с ГАИ, - до налаживания собственной штамповки, сварки и окраски кузовов. Пока не решено, будет ли оборудование для штамповки и сварки полностью передано с ВАЗа или здесь изготовят свою оснастку. Кстати, если "четверка" совсем уйдет в Ижевск, то ее перестанут собирать в Сызрани - возить кузова в такую даль невыгодно.

Тем не менее, "четверку", как и "шестерку", здесь называют вазовской машиной. Ведь и та, и другая разработаны в Тольятти, а потому, даже будучи собранными в Ижевске, именуются ВАЗами и, как и сызранские, подлежат гарантийному обслуживанию в фирменной вазовской сети. Поэтому же все поставщики комплектующих, желающие работать с "Ижмашем" и Сызранью напрямую, обязаны получить "допуск" на поставку у держателя документации, то есть ВАЗа.

КОНКУРЕНЦИЯ?

Ну, и что это за машины? Прежде чем ответить, мы пристально изучили сызранскую "семерку" и ижевскую "четверку".

Если коротко - все работает в штатном режиме, не хуже, чем на оригинальных ВАЗах.

Течей масла и жидкостей не видно. Прошелся по гайкам, доступным снизу, - все затянуты по-человечески. Тормозные трубки закреплены, как положено. В общем, если бы не знал, где собраны эти машины, ни за что не отличил бы их от тольяттинских.

Поскольку "Ижмаш", кроме вазовских, выпускает собственные модели, логичен вопрос: а не соперничают ли на рынке почти одинаковые по цене и потребительским качествам "шестерка" и Izh 2126, а тем более - VAZ 2104 и Izh 21261, который планируют поставить на конвейер в ближайшее время?

В какой-то степени да, думают в Ижевске. Хотя "Оду" считают автомобилем более современным и комфортным (передняя подвеска "Мак-Ферсон", реечный руль), к тому же с довольно просторным кузовом. Да и типы кузовов у них разные. Тем не менее "шестерку" выпускают и будут выпускать до тех пор, пока ее покупают! Ситуация парадоксальная в техническом плане, но с коммерческой точки зрения легко объяснимая и даже выигрышная.

С универсалами дело обстоит несколько иначе. Освоение модели Izh 21261 потребует времени, а "четверка" - вот она, готовая. К тому же, по расчетам ижевских маркетологов, российский рынок совместно с ближним зарубежьем сегодня готов поглощать в год 70 тысяч таких универсалов (переднеприводные 2111 не в счет: они почти в два раза дороже). В следующем, 2004 году выпуск "четверок" в Ижевске планируют довести до 40 тысяч, а своих универсалов - до 30. При этом их рассчитывают слегка развести по уровню оснащенности и цене. Скорее всего, ижевская машина, более современная и комфортная, будет стоить чуть дороже.

Модернизировать вазовские разработки "Ижмашу" нет смысла. С одной стороны, здесь это временная продукция. С другой - у приверженцев, например, "шестерки" есть свои резоны. Скажем, курильщикам очень импонируют форточки. Да и внешность этого автомобиля - образ давно сложившийся, не стоит его менять. Ограничатся установкой дополнительного (третьего) стоп-сигнала и работами по снижению шума, которые ведутся совместно с вазовскими специалистами.

Да еще впрыск - необходимость сегодняшнего дня. В этом году часть ижевских "шестерок" (1,6 л) и "четверок" (1,5 л) получат распределенный впрыск на базе того, которым комплектуют переднеприводные ВАЗы. На автомобили ИЖ в скором будущем планируют устанавливать впрысковые уфимские моторы объемом 1,8 л - с ЭСУД тоже на основе вазовского. "Тройственные" (Ижевск - Уфа - Тольятти) работы уже начаты.

Ну, а развитие собственного модельного ряда идет своим чередом, только, как говорят в подобных случаях, это уже совсем другая история.

Свежее "железо" из Тольятти.

Каждый родитель - в своей графе.

Эта "классика" будет вечной?

"Ижмаш" - на одном конвейере уживаются разные модели.

Кузов собрали на ВАЗе, остальное сделают в Ижевске.

"Свадьба".

Эстафету принимает конвейер "Ижмаша".

Подпишитесь на «За рулем» в