Ганновер-2012: коммерческий транспорт поумнел и «зеленеет»

Если попытаться, глядя на экспонаты выставки в Ганновере, описать общую тенденцию развития легкого коммерческого транспорта, то первое, что приходит на ум, - слова «гибкость», «экономичность» и «зеленые технологии».

Volkswagen

Несомненно, одна из наиболее ярких экспозиций огромной выставки - у марки Volkswagen. И неудивительно – в этом году компания отмечает 65-летний юбилей одного из своих символов – модели Transporter, а также 30-летие еще одной рабочей лошадки – Volkswagen Caddy. Но история историей, а свое будущее в подразделении коммерческого транспорта VW связывают с технологией BlueMotion, расширением вариантов исполнения своих автомобилей и новыми моделями.

На предварявшем выставку мероприятии VW показал Amarok Canyon и Cross Caddy. Последний представляет собой вариацию на тему Caddy 30 Edition (дебютировавший в прошлом году самый мощный полноприводный 170-сильный «каблучок» также был представлен в экспозиции во всем многообразии версий). Однако, в отличие от Edition 30, версия с приставкой Cross кажется прежде всего имиджевой моделью.

Если пытаться представить себе его обладателя, то можно подумать, что это – спортсмен-экстремал. Ну кому еще может понадобиться «каблук» с агрессивным обвесом, колесными арками, порогами в пластиковой защите, полным приводом и линейкой моторов TSI и TDI, мощностью от 85 до 168 л.с. (для экономичных европейцев будет предложена версия с двигателем на сжиженном газе)? Добавьте сюда богатую отделку салона, кислотно-яркие цвета окраски кузова, включая гамму, позаимствованную у Scirocco, 17-дюймовые диски - и портрет хозяина такого авто нарисуется в вашем воображении сам собой. Что же до ценника новинки, то пока он неизвестен. Но, очевидно, она станет несколько выше, чем у Edition 30, топовый вариант которой стартует в Европе с 26 600 евро. Российское будущее обоих «заряженных каблуков» пока туманно.

Второй дебютант Ганновера – обещанный еще в Женеве вариант пикапа Amarok Canyon. Первая мысль, мелькнувшая, когда авто выкатили на сцену в здании бывшего металлообрабатывающего завода Leinhausen – это ответ «Фольксвагена» на фордовский Ranger Wildtrak. Уж больно схожа цветовая гамма автомобилей и стиль.

Из выступлений руководителей компании, представлявших Canyon, помимо того, что его сборка должна обеспечить сохранение рабочих мест на ганноверском предприятии Volkswagen, довольно быстро стало ясно, что модель еще более имиджевая, чем Cross Caddy. Отличия в основном внешние – пикап «лифтанули» на 40 мм, еще 45 мм добавили колеса большей размерности. Силовой агрегат снизу прикрывает двухцветная защита днища. Помимо эксклюзивного цвета и «роста» Canyon можно опознать по тонированным матовым задним фонарям, наличию выдвижных подножек (впрочем, чтобы их заметить, придется дожидаться, когда пассажир выйдет из машины) и изогнутой дуге безопасности, перед которой смонтирована раллийная «рампа» с прожекторами.

Под капотом у Amarok Canyon двухлитровый дизель TDI biturbo мощностью 180 л. с. с максимальным крутящим моментом 420 Н∙м в диапазоне от 1500 до 2250 об/мин.

Как сказали нам в неофициальной беседе представители VW в России, этот автомобиль (как, возможно, и Cross Caddy) до России «доедет» в ограниченном количестве. Российская квота составит сотню, максимум - две, экземпляров, а общий тираж Canyon останется на уровне 2000-3000 единиц.

Будущее серийных моделей коммерческих авто фирмы должен был представлять концепт eT! При всем пиитете перед юбиляром Transporter, это и есть основной экспонат стенда компании. eT! – это экспериментальный электромобиль, разработанный для служб доставки. При его создании учитывались пожелания прежде всего почтальонов. eT! оснащен четырьмя элетромоторами – по одному на каждое колесо. Это позволило увеличить объем кабины. Коммерческий электромобиль будущего видится в VW как машина высокоавтоматизированная – благодаря функции «автопилот» она может перемещаться практически самостоятельно.

Ford

Главный конкурент немцев - компания Ford отметилась на выставке в Ганновере глобальным дебютом нового поколения двух моделей Transit, воплощающим стратегию «One Ford». Модель, которая придет на смену не только прежнему поколению Transit, но и заменит в Северной и Южной Америке фургоны E-series, начнет поступать на мировые рынки уже в следующем году. От предшественника новый Transit отличается увеличившимся объемом грузовой кабины (+10%). В версии Jumbo он составит 15,1 кубических метра.

В Европу автомобиль будет поставляться с 2,2-литровым дизелем Duratorq TDCi мощностью в 100 л.с., 125 л.с. и 155 л.с. На выбор будет предложена переднеприводная, заднеприводная и полновприводные трансмиссии и МКП-6.

Кроме того, на стенде Ford демонстрировался новый Tourneo Custom. Помимо изменений в дизайне кузова и внутреннего пространства, а также новых двигателей (их линейка аналогична Transit), автомобиль получил целый набор экологичных опций ECOnetic Technologies, объединяющих в себе систему Auto-Start-Stop и систему рекуперации Smart Regenerative Charging. Их применение позволило достичь снижения потребления топлива до уровня 6,5 литра на 100 километров.

Mercedes-Benz

Звездой мерседесовского павильона стала совместная немецко-французская разработка Mercedes-Benz Citan. В основе нового коммерческого авто Daimler положен Renault Kangoo. Но немцы утверждают, что Citan отличается от него не только огромной трехлучевой звездой на радиаторной решетке и яркими цветами (оранжевый и его оттенки нынче в фаворе у автопроизводителей), но сильно измененной и доработанной по мерседесовским стандартам подвеской. На заводе, где собирают Kangoo, для Citan отведена отдельная линия.

Сдвижная боковая дверь, несколько вариантов исполнения задней двери и способность вместить в грузовую кабину европоддон с грузом в 775 кг позволяют говорить о появлении на рынке весьма интересной машины.

Citan выделяется богатым набором систем безопасности. Ключевым элементом является серийно устанавливаемая электронная система стабилизации ADAPTIVE ESP, которая учитывает уровень загрузки автомобиля. Эта инновационная система регулирования динамических характеристик автомобиля в новом Citan сочетает в себе функции антиблокировочной системы ABS, системы динамического контроля автомобиля VDC (Vehicle Dynamic Control), которая определяет снос передней оси и занос автомобиля, и системы контроля тягового усилия TCS. Она также включает в себя антипробуксовочную систему ASR а также системы регулирования крутящего и тормозного момента.

В серийную комплектацию входят также противооткатная функция, дневные ходовые огни, регулируемые по высоте ремни безопасности, преднатяжители ремней безопасности с ограничителями усилия натяжения – для водителя и переднего пассажира, датчики непристегнутого ремня безопасности и подушка безопасности водителя. Микроавтобус Citan оснащается также подушкой безопасности переднего пассажира, боковыми подушками для защиты грудной клетки и оконными подушками для водителя и переднего пассажира.

Три турбодизельных двигателя с высоким крутящим моментом и непосредственным впрыском, мощностью от 55 кВт (75 л.с.) до 81 кВт (110 л.с.) и мощный бензиновый двигатель с турбонаддувом, способный выдать 84 кВт (114 л.с.). Пакет BlueEFFICIENCY устанавливается серийно на автомобили Citan с бензиновым двигателем и опционально на автомобили с дизельным двигателем. Помимо прочего он включает функцию «Старт-стоп ECO», управление АКБ и генератором, а также – в зависимости от варианта исполнения – шины с уменьшенным сопротивлением качению, позволяющие снизить расход топлива.

Российская цена Citan пока неизвестна, но уже объявлено, что в нашу страну машина пойдет в грузовой и пассажирской версиях. В отличии от Европы, где будет продаваться короткобазная и длиннобазная версии, россияне смогут приобрести только один вариант с дизельными агрегатами мощностью 90 и 110 л.с. и колесной базой в 2700 мм. В будущем обещана бензиновая 114-сильная машина.

Электрическое будущее было представлено моделями Sprinter и Vito на электротяге. Причем Vito E-CELL активно использовался в парке выставочных шаттлов. Под капотом у Vito E-CELL электромотор, выдающий крутящий момент в 280 Н∙м и питающийся от литий-ионных аккумуляторов. Тяговые аккумуляторы размещены под полом фургона. Номинальное напряжение составляет 360 В, мощность - 36 кВт. Скорость ограничена электроникой до 89 км/ч, что позволит достичь запаса хода в 130 км. Участникам выставки предоставлена возможность на практике ощутить способность Vito E-CELL ускоряться с 0 до 50 км/ч за 6, 5 секунды. Отметки в 80 км/ч элетктровэн достигает за 11 секунд. Батареи Vito E-CELL заряжаются от сети 380/400 В за время не более пяти часов. Зарядка от сети 230 В будет реализована позднее. Аккумулятор также подзаряжается на ходу благодаря системе рекуперации.

Принадлежащая концерну Daimler японская марка FUSO продемонстрировала шесть образцов автомобилей с дизельным мотором для городских коммунальных служб и предприятий на платформе легкого грузовичка Canter. «Гвоздем» ее экспозиции стал Canter Eco Hybrid. Силовая установка гибрида Canter включает трехлитровый дизель 4P10, агрегатированный КПП с двойным сцеплением DUONIC, и электромотор. Это первая в мире гибрид с двойным сцеплением в трансмиссии. В результате японцам удалось достичь снижения потребления топлива на 23% по сравнению с чисто дизельными аналогами.

PSA

Главной новинкой стенда Citroen можно считать Berlingo на электрической тяге. Автомобиль позиционирован как серийная машина, предназначенная для корпоративных клиентов. Электромотор разработан Mitsubishi, трансмиссия также японская. Электрический Berlingo мощностью 66 л.с. способен преодолеть дистанцию в 170 км на одной зарядке. Для полного заряда батареи от бытовой сети требуется 12 часов. Несмотря на наличие большого блока аккумуляторов, конструкторам удалось сохранить объем багажного отделения, аналогичный стандартным версиям Berlingo – грузовой отсек электрокара объемом 4100 литров готов везти 675 кг груза.

Peugeot показала концепт электрической версии фургона Partner, приводимый в действие 67-сильным электродвигателем с крутящим моментом 200 Н∙м. Запас хода также составляет 170 километров. Серийная версия поступит в продажу уже во втором квартале следующего года.

IVECO

Значительную часть стенда Iveco занимают легкие и среднетоннажные грузовики. Это хорошо известный у нас Daily и популярный в Европе Eurocargo. Daily представлен в варианте городского электромобиля, микроавтобуса Daily Minibus в качестве муниципального транспорта и для загородных перевозок, а также в версии Magelys Pro – микроавтобуса Gran Turismo

Помимо серийных версий, на стенде представлена инновационная разработка компании в сотрудничестве с Bosch и Johnson Controls Inc. – концепт LCV. Это шасси с электродизельным гибридным двигателем Iveco Dual Energy.

FIAT

На нынешней IAA итальянский автопроизводитель продолжил свою линию развития систем, использующих наряду с бензином природный газ. В экспозиции также обращали на себя внимание Doblo Cargo XL с пятью кубометрами загрузочного пространства (максимально - 5,4 кубометра). Автомобиль оснащен дизельным двигателем 1,6 MultiJet мощностью в 105 л.с. Версия с роботизированной трансмиссией комплектуется 90-сильным агрегатом. Также представлены модели со 135-сильным MultiJet 2.0 и 1,4 T-Jet мощностью в 120 л.с.

Поклонников активного отдыха может заинтересовать второе поколение FIAT Strada – своеобразный ответ итальянцев в сегменте пикапов на Mazda BT-50 и Nissan Navara. На выставке показан автомобиль в варианте Adventure. Он отличается увеличенным дорожным просветом, наличием электронной блокировки переднего межколесного дифференциала и 15-дюймовыми колесами, «обутыми» в специальную резину.

NISSAN

Nissan сделала упор на гибридные технологии. В частности, компания показала новую гибридную модель на базе грузовика средней серии Cabstar. Его силовая установка состоит из электромотора с пакетом литий-ионных аккумуляторов (совместная разработка с компанией NEC) и 3-х-литрового турбодизеля ZD30. Узел соединения двух двигателей и трансмиссия разработаны немецкой компанией ZF. Как заявляет Nissan, экономия дизтоплива составляет до 30% по сравнению с обычным грузовиком, за счет работы на остановках и трогания машины с места с помощью электромотора. Дизель включается после разгона и при работе пополняет запас энергии в аккумуляторах.

Другой премьерой японцев в Ганновере стал фургон e-NV200. На стенде показали концепт, но в Nissan заверяют, что выпуск серийных образцов уже близок, и в следующем году электромобиль начнут собирать на заводе в Барселоне. Силовой агрегат фургона позаимствован у Nissan Leaf с доработками для использования в коммерческом транспорте. Запас хода заявлен в 150 км, что достаточно для стандартного использования таких машин в городах Европы.

Спецтранспорт

Ему на ганноверской выставке отведено приличное место. Теоретически спецтранспорт можно поделить на две категории. К первой относятся автомобили коммунальных служб на базе таких машин, как Peugeot Partner, VW Crafter, Amarok, приспособленных к использованию в условиях плотной городской застройки.

Ко второй – машины узкоспециализированные, будь то фургон Citroen, переоборудованный для транспортировки мотогонщика и мотоцикла или модель Berlingo для кейтеринга– в ее кузове смонтирован холодильник объемом достаточным для набора продуктов для свадьбы или приема, а в салоне предусмотрено место для водителя, повара и официанта. И таких примеров узкой специализации на IAA-2012 - превеликое множество.

Подпишитесь на «За рулем» в