Овес нынче недешев

ОВЕС НЫНЧЕ НЕДЕШЕВ

К исходу января литр самого популярного - "92-го" бензина наливали за 10,3-10,5 руб., "95-го" - за 11,3-11,8 руб. О причинах роста рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий СЕРГИЕНКО.

С чем связан скачок цен в начале года?

Причин несколько. Первая - государство повысило акцизы. Раньше за тонну высокооктанового бензина платили 2072 руб., с нового года - 3000 руб. плюс 600 руб. НДС. В рознице это добавляет к цене литра бензина 1,2-1,5 руб. Как результат, в Москве бензин подорожал за январь в среднем на 3,5-7% при том, что оптовые цены за это же время выросли на 7-10%. Сказалось, что столица располагала запасами, но этот небольшой "н. з." был съеден буквально за несколько недель. В других регионах цена в начале года скакала по-разному - где-то чуть больше, где-то меньше. На то были и объективные причины, например, пожар одной из трех установок на Омском НПЗ, из-за которого сократились поставки бензина в Сибирский регион. Кроме того, наложили отпечаток и общие проблемы - введение нового порядка взимания акцизов, отмена единого налога и т. д.

Ждать ли в ближайшее время новых скачков цен?

Экономисты считают, что топливо, скорее всего, снова подорожает весной. Кроме обычного "сезонного фактора", скажется влияние и международной обстановки. В ожидании войны на Ближнем Востоке цена на баррель нефти установилась необыкновенно высокая и спрос на российское сырье все растет. Поэтому нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы увеличить экспорт нефтепродуктов - за рубежом они куда дороже. Не надо забывать о том, что в России нет крупных стратегических запасов нефти, оттого любое увеличение экспорта может привести к дефициту на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, вызовет здесь рост цен.

А какую максимальную цену бензина "потянет" потребитель?

По нашим расчетам, 35-40 американских центов (11-13 руб.) за литр "92-го". В Москве многие готовы платить и больше, лишь бы качество было на высоте, но в большинстве регионов платежеспособный спрос населения куда ниже. Тем более не стоит забывать, что цена бензина заложена в любом товаре, и малейший рост грозит быстрым взлетом всех цен.

Как сегодня складывается ситуация с прямогонным бензином, из которого "умельцы" легко делают и АИ-92, и АИ-95?

Мы настаивали, чтобы его объявили подакцизным товаром - это сделало бы кустарную "перегонку" путем добавления присадок невыгодным бизнесом. Законодатели с нами почти согласились: объявили его действительно подакцизным... с "нулевой" ставкой. Они посчитали, что, хотя его цена в два раза ниже, чем у обычного бензина (а с учетом акциза - и в три), но перерабатывать в кустарных условиях уже не будут: отчеты со всех этапов перепродажи теперь будут поступать в налоговую службу. Это так, но только... до предприятия нефтехимической промышленности, откуда передвижения топлива уже не контролируются. Словом, для желающих "похимичить" - полное раздолье, а выгода у такого "бизнеса" - сумасшедшая. z

Подпишитесь на «За рулем» в