Горим!

ГОРИМ!

В том, что жизнь автомобилиста все больше обрастает проблемами, я убеждаюсь ежедневно. Похоже, не осталось на наших автомобилях деталей, узлов, систем, о которых можно было бы достаточно долго (и притом безнаказанно!) не вспоминать. Кого беспокоили отказы генератора лет 15 назад? Немногих. Генератор без проблем трудился вдвое, втрое дольше мотора, особенно у аккуратного хозяина, вовремя менявшего щеточный узел. Других операций почти никогда не требовалось.

Сегодня на нас, профессиональных ремонтников, свалилась лавина отказов: автомобильная электростанция все чаще подводит, удивляя новыми капризами. Всякий раз, определяя их причины, мои электрики называют главную - безобразная сборка. Похоже, там, где генераторы делают, никто ни за что не отвечает. Наиболее слабое место - крепление выпрямительного блока ("подковы") тремя винтами к задней (на стороне контактных колец) крышке генератора. Винты вместе с держателями положительных "вентилей" изолированы от крышки пластмассовыми втулками. Гайки этих винтов должны быть хорошо затянуты, чтобы обеспечивался надежный контакт выводов диодов с обмотками статора. Вот надлежащего контакта-то и нет. Из-за этого место соединения начинает нагреваться, дополнительно окисляться, контакт становится еще слабее... А дальше он просто выгорает (см. фото).

Что делать? По нашему мнению, самое разумное - заменить выпрямительный блок, а не пытаться его реанимировать - овчинка выделки не стоит. Цена "подковы" около ста рублей - к тому же новая, да еще проверенная нами перед установкой, внушает большее доверие, чем восстановленная после прогара. Особенно нерационально, на мой взгляд, заменять диоды. Их перепрессовка хотя и кажется простым делом, требует достаточно высокой квалификации, а расценки для нашего брата-мастера копеечные.

...Вот приехал на "Самаре" человек с обычной претензией: завел машину "с толкача", так как аккумулятор (при нулевой температуре!) не крутил. Накануне уже работал хило - выходит, недозаряжается?

Само собой разумеется, в зимнее время жалоб на недостаточно надежную работу генераторов гораздо больше. Водители чаще пользуются электрическими приборами, в том числе такими мощными, как лампы фар, двигатели стеклоочистителя и "печки", электрический обогрев стекол, сидений. С основательно разряженными аккумуляторами ко мне приезжают довольно часто - замечу, даже при том, что генератор еще худо-бедно работает! Конечно, больше всего шансов нарваться на подобные проблемы у того, чей автомобиль, не в обиду будет сказано, плохо ухожен. Допустим, разрегулирован или неисправен карбюратор, не в порядке его пусковая система, барахлит система зажигания и так далее - тогда и в теплое время года может возникнуть необходимость подолгу "гонять" мотор статером. А в мороз - тем более.

Мы проверили батарею: действительно, почти разряжена. Тогда все внимание машине. Роскошная, модная "высокая панель" имеет одну особенность: лампочка индикации зарядки даже ночью не очень-то хорошо видна. А если начнет "тлеть" днем, немногие обратят на нее внимание. Между тем зарядки, в сущности, нет!

При этих дефектах события чаще всего развиваются последовательно. С ослаблением контакта прежде всего падает напряжение генератора на холостом ходу двигателя - вплоть до минимума, то есть 12,5-12,7 В. Ясно, о зарядке батареи уже говорить не приходится. Прибавишь обороты - напряжение вроде бы увеличивается почти до нормы, но только при условии, что генератор работает с малой нагрузкой. А включишь, к примеру, фары или музыку (кто ее не любит!) - и напряжение вновь падает до минимума. В конечном счете, аккумулятор окажется разряжен. В старых панелях лампочка индикации зарядки видна лучше, но и там водители ее не всегда вовремя замечают.

Есть еще один признак подобного дефекта: если контролировать работу генератора, например, осциллографом, ненадежный контакт в этих соединениях проявляется на экране в виде высокочастотной посторонней составляющей переменного напряжения - на плавные кривые накладывается, как шутят специалисты-электрики, какая-то "шерсть".

Все эти симптомы - у электростанции нашего клиента. Значит, генератор нужно снять и разобрать. Кстати, поскольку эта "Самара" - карбюраторная, демонтировать на ней генератор проще. Мы это сделаем сверху, не трогая защиту картера, а то ведь и там бывают проблемы: то болты "закиснут", то еще что-нибудь... Фокус в том, что сначала нужно отвернуть один из болтов, крепящий кронштейн генератора к блоку цилиндров. (Натяжную планку и провода предварительно сняли, без этого в любом случае не обойтись.) Второй болт только ослабляем - это дает возможность повернуть кронштейн с генератором в такое положение, при котором легко отвинтить гайку длинного болта, соединяющего генератор с кронштейном, - и вынуть болт. Все! Генератор в руках. Можно приступать к разборке и, в зависимости от конкретных дефектов, ремонту.

В случаях, описанных выше, под гайки, зажимающие соединения, мы обычно ставим шайбы с зубчиками, смазываем места соединений графитной смазкой - и генератор работает безотказно. Так сделали и сегодня.

Любопытно, что выпрямительные диодные блоки российских генераторов разные, а болезни одинаковые. Это уже некий симптом. Правда, выпадает из списка - в сторону более высокого качества - генератор VAZ 2112. С жалобами почти не сталкиваемся, а обслуживать его даже проще.

По моей собственной статистике, примерно 80% обращений с претензиями к работе генераторов связано с описанными отказами диодного блока. Остальные - по поводу замены регуляторов напряжения, которые ныне надежностью тоже не балуют. Кстати, знаете, как сразу отличить отказ РН от повреждения диодного блока? В последнем случае напряжение генератора может плавно меняться вблизи нормальных значений, то больше, то меньше их занижая. А отказ РН - это как обвал: напряжение исчезает вовсе или, наоборот, подскакивает до недопустимых значений: 16-17 В и выше.

Ну, а если уж генератор разобрали, а машина прошла немало, непременно меняем и подшипники, чтобы упредить эту работу как самостоятельную. Как правило, автовладельцы понимают полезность такого подхода. Ведь современные подшипники тоже "ограниченно применимы", к сожалению.

Подпишитесь на «За рулем» в