Горим! — журнал За рулем

Горим!

ГОРИМ!

В том, что жизнь автомобилиста все больше обрастает проблемами, я убеждаюсь ежедневно. Похоже, не осталось на наших автомобилях деталей, узлов, систем, о которых можно было бы достаточно долго (и притом безнаказанно!) не вспоминать. Кого беспокоили отказы генератора лет 15 назад? Немногих. Генератор без проблем трудился вдвое, втрое дольше мотора, особенно у аккуратного хозяина, вовремя менявшего щеточный узел. Других операций почти никогда не требовалось.

Сегодня на нас, профессиональных ремонтников, свалилась лавина отказов: автомобильная электростанция все чаще подводит, удивляя новыми капризами. Всякий раз, определяя их причины, мои электрики называют главную — безобразная сборка. Похоже, там, где генераторы делают, никто ни за что не отвечает. Наиболее слабое место — крепление выпрямительного блока («подковы») тремя винтами к задней (на стороне контактных колец) крышке генератора. Винты вместе с держателями положительных «вентилей» изолированы от крышки пластмассовыми втулками. Гайки этих винтов должны быть хорошо затянуты, чтобы обеспечивался надежный контакт выводов диодов с обмотками статора. Вот надлежащего контакта-то и нет. Из-за этого место соединения начинает нагреваться, дополнительно окисляться, контакт становится еще слабее... А дальше он просто выгорает (см. фото).

Что делать? По нашему мнению, самое разумное — заменить выпрямительный блок, а не пытаться его реанимировать — овчинка выделки не стоит. Цена «подковы» около ста рублей — к тому же новая, да еще проверенная нами перед установкой, внушает большее доверие, чем восстановленная после прогара. Особенно нерационально, на мой взгляд, заменять диоды. Их перепрессовка хотя и кажется простым делом, требует достаточно высокой квалификации, а расценки для нашего брата-мастера копеечные.

...Вот приехал на «Самаре» человек с обычной претензией: завел машину «с толкача», так как аккумулятор (при нулевой температуре!) не крутил. Накануне уже работал хило — выходит, недозаряжается?

Само собой разумеется, в зимнее время жалоб на недостаточно надежную работу генераторов гораздо больше. Водители чаще пользуются электрическими приборами, в том числе такими мощными, как лампы фар, двигатели стеклоочистителя и «печки», электрический обогрев стекол, сидений. С основательно разряженными аккумуляторами ко мне приезжают довольно часто — замечу, даже при том, что генератор еще худо-бедно работает! Конечно, больше всего шансов нарваться на подобные проблемы у того, чей автомобиль, не в обиду будет сказано, плохо ухожен. Допустим, разрегулирован или неисправен карбюратор, не в порядке его пусковая система, барахлит система зажигания и так далее — тогда и в теплое время года может возникнуть необходимость подолгу «гонять» мотор статером. А в мороз — тем более.

Мы проверили батарею: действительно, почти разряжена. Тогда все внимание машине. Роскошная, модная «высокая панель» имеет одну особенность: лампочка индикации зарядки даже ночью не очень-то хорошо видна. А если начнет «тлеть» днем, немногие обратят на нее внимание. Между тем зарядки, в сущности, нет!

При этих дефектах события чаще всего развиваются последовательно. С ослаблением контакта прежде всего падает напряжение генератора на холостом ходу двигателя — вплоть до минимума, то есть 12,5–12,7 В. Ясно, о зарядке батареи уже говорить не приходится. Прибавишь обороты — напряжение вроде бы увеличивается почти до нормы, но только при условии, что генератор работает с малой нагрузкой. А включишь, к примеру, фары или музыку (кто ее не любит!) — и напряжение вновь падает до минимума. В конечном счете, аккумулятор окажется разряжен. В старых панелях лампочка индикации зарядки видна лучше, но и там водители ее не всегда вовремя замечают.

Есть еще один признак подобного дефекта: если контролировать работу генератора, например, осциллографом, ненадежный контакт в этих соединениях проявляется на экране в виде высокочастотной посторонней составляющей переменного напряжения — на плавные кривые накладывается, как шутят специалисты-электрики, какая-то «шерсть».

Все эти симптомы — у электростанции нашего клиента. Значит, генератор нужно снять и разобрать. Кстати, поскольку эта «Самара» — карбюраторная, демонтировать на ней генератор проще. Мы это сделаем сверху, не трогая защиту картера, а то ведь и там бывают проблемы: то болты «закиснут», то еще что-нибудь... Фокус в том, что сначала нужно отвернуть один из болтов, крепящий кронштейн генератора к блоку цилиндров. (Натяжную планку и провода предварительно сняли, без этого в любом случае не обойтись.) Второй болт только ослабляем — это дает возможность повернуть кронштейн с генератором в такое положение, при котором легко отвинтить гайку длинного болта, соединяющего генератор с кронштейном, — и вынуть болт. Все! Генератор в руках. Можно приступать к разборке и, в зависимости от конкретных дефектов, ремонту.

В случаях, описанных выше, под гайки, зажимающие соединения, мы обычно ставим шайбы с зубчиками, смазываем места соединений графитной смазкой — и генератор работает безотказно. Так сделали и сегодня.

Любопытно, что выпрямительные диодные блоки российских генераторов разные, а болезни одинаковые. Это уже некий симптом. Правда, выпадает из списка — в сторону более высокого качества — генератор VAZ 2112. С жалобами почти не сталкиваемся, а обслуживать его даже проще.

По моей собственной статистике, примерно 80% обращений с претензиями к работе генераторов связано с описанными отказами диодного блока. Остальные — по поводу замены регуляторов напряжения, которые ныне надежностью тоже не балуют. Кстати, знаете, как сразу отличить отказ РН от повреждения диодного блока? В последнем случае напряжение генератора может плавно меняться вблизи нормальных значений, то больше, то меньше их занижая. А отказ РН — это как обвал: напряжение исчезает вовсе или, наоборот, подскакивает до недопустимых значений: 16–17 В и выше.

Ну, а если уж генератор разобрали, а машина прошла немало, непременно меняем и подшипники, чтобы упредить эту работу как самостоятельную. Как правило, автовладельцы понимают полезность такого подхода. Ведь современные подшипники тоже «ограниченно применимы», к сожалению.

Архивная статья
 2028
Оцените материал
1:0
Загрузка...