Кто попал в девятку

КТО ПОПАЛ В ДЕВЯТКУ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

КТО ПОПАЛ В ДЕВЯТКУ

ШАГ ТРЕТИЙ: НА НАШЕМ ТЕСТЕ МАСЛА ГРУППЫ SH

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Старт большому тесту масел мы дали полгода назад (ЗР, 2000, № 9). Первопроходцами были восемь образцов группы SF по классификации API. Продолжили тему в ЗР, 2001, № 1, где перед строгим судом оказались представители группы SG. И вот, следующий шаг.

КОМУ ВЫ НУЖНЫ?

Масла группы SH (выше только SJ) можно использовать в любых отечественных автомобилях с бензиновыми двигателями, включая шестнадцатиклапанные ЗМЗ-406 и VAZ 2112. Не станут исключением собранные в России по лицензии КИА и даже БМВ. Масла этой группы подойдут и большинству иномарок, выпущенных до 1996 года (точнее подскажет инструкция), в том числе распространенным у нас бензиновым "ауди-80" (100), почти всем моделям БМВ, всем "японцам", кроме самых "свежих", а также почитаемым многими "Нексии" и "Фелиции". Список этот можно продолжить.

ПРЕТЕНДЕНТЫ

Их девять - больше, чем когда-либо. Причина отнюдь не в бешеной популярности масел этой группы: искали днем с огнем и собрали всех, что удалось найти. От россиян два производителя - "Яр Марка" (относительно крупный, но мало известный в столице) и "Нордикс" (в Москве встречается чаще, хотя "ростом пониже"). Остальные наши фирмы делают масла попроще (групп SF и SG) или покруче (стало быть - SJ). Теперь иностранцы. Самые громкие имена - Motul 300V Power Racing (сразу всплывают картинки автогонок), Shell Helix Super (поклонники марки обязательно добавят "желтый", имея в виду цвет канистры) и Castrol GTD. Под стать громким именам и цена (разве что финский Shell относительно недорог). За право называться золотой серединой поборются четверо: кореец Zic, финн Teboil и немцы Liqui Moly и Mannol. Отметим отличия и в классах вязкости: шестеро маркированы SAE 10W40, двое - 5W30 и один 10W30. И еще: семеро имеют бензиновый приоритет в маркировке, двое (Zic и Castrol) - дизельный.

НАУКА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Знакомые с методикой испытаний по предыдущим экспертизам, чтобы в третий раз не читать "что к чему", могут сразу перейти к результатам. Тех же, кого масляный тест заинтересовал впервые, посвятим в некоторые детали.

Возможность масла нейтрализовывать кислоты, неизбежно образующиеся в процессе работы двигателя, характеризует щелочность (она же - щелочное число, она же - запас щелочности). Для масел попроще этот показатель характеризует многое, по крайней мере, позволяет отсечь аутсайдеров теста со значениями меньше 5-7. Для масел высоких групп качества он прежде всего контрольный и в состоянии разве что определить грубую подделку.

Другое дело - изменение щелочности в ходе теста. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), "накатывают" условные километры пробега, их щелочной запас падает. Если до совсем скромных 4-5 единиц - считайте, масло пришло в негодность. При не столь ощутимом провале учитывают, на сколько процентов снизился щелочной запас у разных образцов. Скажем, потеря 30% лучше, чем 40%. Сопоставляя эти значения с тем, сколько осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла - можно ли их использовать дальше или все меняй.

Высокий показатель щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) говорит о наличии большого количества присадок и обращает внимание на зольность (она же - сульфатная зольность). Этот показатель характеризует наличие металлов в масле - они входят в большинство присадок. Избыточная зольность (для бензиновых моторов - более 1,3%) чревата образованием нагара на свечах и отложениями в двигателе. Именно в этом параметре одно из отличий между бензиновыми и дизельными маслами - с прямой и обратной маркировками (SH/CD или CD/SH). Дизельным разрешено иметь чуть большую зольность.

Еще два показателя - изменение в ходе теста оптической плотности и вязкости. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухудшении качества, а вот вязкость может меняться в любую сторону. Вызвано это двумя факторами - разложением загущающей присадки (снижает вязкость) или окислением основы (повышает). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости масла можно судить о преобладании одного над другим. Наконец, еще два параметра: коррозия металла, который находится в контакте с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше (см. также график).

И ВОТ ВАМ РЕЗУЛЬТАТ...

Начнем с того, что подделок нет, всеми маслами можно пользоваться по назначению. Отличия? Еще какие! По совокупности всех свойств лучше проявил себя полностью синтетический "Мотюль" (не хватало, чтоб за такие деньги этого не случилось). О хорошей основе этого масла говорит незначительное снижение вязкости. Падение щелочного запаса - среднее; с учетом большого начального уровня пакету присадок можно поставить "пять с минусом", основе масла - "пять с плюсом".

Очень хорошо проявил себя "дизельный" Castrol GTD. Лучшая (вместе с Liqui Moly) остаточная щелочность, один из лучших (после Zic) результат по коррозии, довольно высокая стабильность основы и низкая для "дизельного" масла зольность, что позволяет использовать его и в бензиновых моторах.

Теперь об остальных. Это прежде всего "две сладкие парочки". Первая - "Маннол" и Shell. Хорошая база, хорошие присадки, высокая стабильность свойств. Заметим, близкие свойства показали брэнды разного ранга - не потому ли, что они близки по цене? Вторая парочка - "Яр Марка" и "Нордикс". Можно бы повторить все сказанное о предыдущей паре, кроме... В графе "коррозия" вместо оценки "хорошо" оценку "вполне удовлетворительно" получит "Нордикс", а в графе "изменение вязкости" (в данном случае читай "стабильность загущающей присадки") ее выставим "Яр Марке".

Остались еще Zic, Teboil и Liqui Moly. По качеству основы корейское масло могло бы легко тягаться с лидерами. А вот присадки добавляли по принципу "побольше, но подешевле". Для дизелей (а масло дизельное) такой подход вполне оправдан. Скажем, после трех часов окисления "кореец" явно претендовал на лидерство. Teboil - много схожего, а исполнение... другое: стабильность вязкости и щелочность - получше, коррозия и оптическая плотность - похуже, зольность - та же (но это масло - бензиновое). Зимние свойства хорошие. На десерт - Liqui Moly. Тут неожиданность: присадки - хорошие, основа - плохая. Несвойственно для масла этой группы качества.

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ

Сравнение с прошлым тестом, где проверялись масла группы SG, привело к интересному и вполне ожидаемому результату. Представители групп SF и SG отличались друг от друга базой, качеством и количеством присадок. А вот отличия SG и SH не так велики - в основном количеством присадок. С большой долей достоверности можно говорить, что масла SG и SH делают по сути из одинаковой базы со схожим по качеству пакетом присадок. Просто в группе SH этих присадок добавляют чуть больше. Правда, специалистов подобными выводами не удивишь, они об этом и сами знают.

НАША СПРАВКА

При выборе масла для современных автомобилей европейского производства следует ориентироваться на высшую группу SJ (тест этих масел впереди) и, обязательно, на соответствующую группу по ACEA. Для нынешних "мерседесов", "опелей", "фольксвагенов" именно европейские требования будут играть основную роль в выборе масла.

Подпишитесь на «За рулем» в