Холостая искра

ХОЛОСТАЯ ИСКРА

РЫНОК

/ПОДДЕЛКА

ХОЛОСТАЯ ИСКРА

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ,

ПОКУПАЯ ТЮМЕНСКУЮ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ?

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Маслонаполненные катушки выпускают уже не один десяток лет. Серьезных нареканий на них не было, разве что на "москвичовской" перегорал дополнительный резистор (но с такой неисправностью машина еще могла ехать, да и поменять его несложно). Сегодня рынок наводнен подделками, а они-то надежностью не блещут. В чем же дело?

Вспомним устройство катушки - простейшего трансформатора. На сердечник последовательно намотаны обмотки: первичная, из толстого медного провода, и вторичная, с большим количеством витков - из тонкого. Внутренняя полость катушки заполнена трансформаторным маслом - оно улучшает теплоотвод от нагревающихся при работе обмоток. Первое, на чем экономят поддельщики, - медь. Так, в первичной обмотке число витков у них намного меньше, чем в фирменной катушке, а сам провод тоньше (иначе при малом омическом сопротивлении первичной обмотки катушка сгорит почти сразу). Такая "рационализация" не проходит даром - энергия искры падает. И если летом "левая" катушка еще как-то справляется со своими обязанностями, то осенью холодный пуск - уже проблема. Редкие выстрелы в глушителе - это, как правило, все, на что она способна зимой: слабая искорка уже не может поджечь смесь в цилиндрах.

Другой резерв экономии - масло. Вместо трансформаторного льют моторную отработку, богатую электропроводными, да и просто агрессивными примесями. Эта мина замедленного действия выведет катушку из строя довольно быстро, но все же две недели, отпущенные на обмен, она, скорее всего, отработает. Еще одно слабое место - уплотнение в крышке. Если из перевернутой катушки вытекает масло, доверять ей не стоит. Чтобы хоть по дороге к рынку подделки не расплескались, заливают их не доверху.

Как не попасть впросак? Во-первых, обратите внимание на вес. Поддельные катушки, в которых меньше меди и масла, заметно легче настоящих (масса от 790 до 1000 г в зависимости от модели). Во-вторых, на подделках пока еще красуется старое клеймо завода - буквы "А" и "Т" в шестиугольнике (фото 1), хотя уже попадаются с новым клеймом - флажком с надписью "ТАТЭ" (фото 3). Впрочем, криво обрезанные клеммы говорят сами за себя. Различается и пластмасса крышки: у подделок она черная блестящая (фото 1 и 3), у настоящих - матовая темно-серая (фото 2 и 4). В-третьих, корпус настоящих катушек - ровного соломенно-желтого оттенка (фото 6 и 8), тогда как у подделок - зеленоватый или темно-коричневый, вплоть до цветов побежалости (фото 5 и 7). В-четвертых, на донышке оригинальной катушки всегда выбиты дата изготовления и знак РСТ. Если хотя бы одного из них нет - это подделка (фото 5 и 7). И наконец, все катушки ТАТЭ упаковывает в картонную коробку (фото 9) с указанием сертификатов, применяемости, характеристик, гарантийного срока и данных завода-изготовителя. Подделки в лучшем случае завернут в газетку.

Красным цветом обозначены признаки подделки, зеленым - "правильные" элементы.

Подпишитесь на «За рулем» в