Прошу объяснить

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

При ремонте рулевой трапеции (VAZ 2107) мне в мастерской заменили среднюю тягу, на мой взгляд, совершенно исправную, без люфтов в шарнирах. Объяснили: палец якобы должен под некоторым усилием утапливаться в шарнире, если нажать вдоль оси. Но зачем?

Вас не обманули! Если палец невозможно вдавить в шарнир, сжав пружину, в этом узле непременно появится люфт. Возможно, в вашем случае мастера нашли дефект в самом начале, когда он только стал проявляться.

Шарнир устроен просто. В коническом отверстии наконечника тяги находится разрезная (из двух половинок-сухарей) пластиковая втулка, охватывающая шаровой палец. Снизу сухари поджаты довольно мощной пружиной - с тем чтобы усилия хватило для обычной работы шарнира даже при максимальных нагрузках. Только при очень сильном ударе сухари могут на мгновение сместиться, дополнительно сжав пружину - и этим смягчить удар, уменьшить риск разрушения. А в следующий момент встанут на место. Пока между половинками пластиковой втулки есть зазор, они поджаты пружиной, но могут перемещаться, люфта в шарнире не будет. Но если шарнир "закис", забит грязью и т. д., сухари полностью теряют подвижность. Тогда-то и начинается быстрый износ трущихся сферических поверхностей, и он уже не компенсируется подъемом сухарей под действием пружины.

Кстати, чтобы эти шарниры (как и другие подобного рода) служили дольше, при каждом техобслуживании нужно внимательно осматривать резиновые защитные чехлы. Поврежденные немедленно заменять (если, конечно, это не окажется запоздалой мерой и упомянутая выше проверка это подтвердит). Но и при исправных чехлах очень полезно дополнительно пошевелить наконечники вверх-вниз, сжимая пружину. Наконец, не вредно их смазывать. Некоторые для этого даже оснащают их пресс-масленками, как делали еще наши деды.

Подпишитесь на «За рулем» в