Служба 911

СЛУЖБА 911

ТЕХНИКА

/ДИНАСТИЯ

СЛУЖБА 911

КАК ПРЕОБРАЖАЛСЯ ОБЛИК ЛЕГЕНДАРНОГО "ПОРШЕ"

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

История жизни "911-го" насчитывает почти четыре десятка лет. Один из самых своеобразных автомобилей прошлого, настоящего и будущего собрал вокруг себя море поклонников и продолжает завоевывать сердца. Но довольно похвал, перейдем к делу. Проследим, как поработало время (руками инженеров "Порше") над кузовом модели 911. Открытые машины, например "тарги", оставим за рамками обзора.

1964-1987. На смену устаревшей модели 356 пришел новый неординарный автомобиль (впрочем, фирменным традициям он не изменил - оппозит воздушного охлаждения располагался сзади). Новая ветвь генеалогического древа получила обозначение 911. Кузов первенца без изменений перекочевал на дешевую версию "Порше-912", а следом - на аскетичную модель с индексом "Т", спортивную "S" и впрысковую "Е".

В 1973 году в семье "Порше" появляется новое имя - "Каррера RS". Взрывной характер и отменную управляемость новорожденной подчеркивало появившееся на капоте (то есть сзади) антикрыло. За схожесть с утиным хвостом оно получило соответствующее прозвище. На высоких скоростях "птичья конструкция" увеличивала на 75% прижимную силу на задней оси.

Жесткие американские требования по безопасности внесли свои коррективы во внешний вид моделей. Вместо тонких бамперов установили широкие "отбойники" с дополнительными амортизаторами, которые предохраняли кузовные детали и фары при парковках. Их подвижность выдавали характерные гармошки по бокам. Подфарники перенесли с кузова на бампер. Номерной знак немного опустили, а "клыки" убрали за ненадобностью.

В 1974 году на свет появился первый "911-й" с турбомотором (внутренний индекс 930). Далее развитие модельного ряда шло и идет в двух направлениях: "Карреру" оснащают атмосферными двигателями, "Турбо" - силовыми агрегатами с наддувом. Внешне машины немного отличались друг от друга, поэтому дальше основной упор будем делать на первую модель, указывая на оригинальные черты "наддутых".

Итак, чем "Турбо" 70-х не был похож на современницу "Карреру"? Во-первых, мощный мотор потребовал еще увеличить прижимную силу на задней оси, поэтому антикрыло стало более массивным. Во-вторых, из-за широких шин пришлось раздуть колесные арки. Было и еще одно серьезное отличие, скрытое от глаз, - начиная с этой модели, кузова стали оцинкованными.

1988-1993 (проект 964 и 965 для "Турбо"). Место алюминиевых бамперов заняли детали из упругого полимера, окрашенные в цвет кузова. Этого требовала не только мода, но и безопасность. В угоду аэродинамике увеличили наклон ветрового стекла, что повлекло незначительные изменения некоторых деталей кузова.

На невысоких скоростях излишняя прижимная сила не нужна, и чтобы не расходовать понапрасну лошадиные силы, антикрыло на "Каррере" сделали подвижным: на 80 км/ч оно приподнималось, а при неспешной езде вставало вровень с капотом. Командовал работой блок управления, который получал информацию от датчиков скорости, продольных и поперечных ускорений. Водитель мог принудительно поднять антикрыло, например, чтобы охладить двигатель в затяжных пробках. В задней части, помимо бамперов, изменилась светотехника - для лучшей обтекаемости фонари приняли наклонное положение.

Все эти на первый взгляд незначительные изменения кузова существенно повлияли на аэродинамику. Коэффициент Сх снизился с 0,395 до 0,32.

Впервые в семействе появилась полноприводная "Каррера-4". От предшественницы с приводом на задние колеса конструкция 4х4 отличалась тоннелем в полу кузова, где находился вал (без карданных шарниров!), соединяющий коробку передач и передний мост. Из-за унификации такие же кузова перешли и на заднеприводные "карреры-2".

Вскоре после обновления "Карреры" модели с турбомоторами тоже примерили современное платье. Мощные модификации сразу получили зализанные зеркала каплевидной формы, которые потом перекочевали на "911-е" без наддува (кстати, как и первые подушки безопасности). Кузов, по примеру предшественника, выделялся развитыми колесными арками и мощным антикрылом. Но здесь оно осталось неподвижным - перемещаться не давал расположенный под ним интеркулер.

1994-1997 (проект 993). От поколения к поколению бамперы подрастали, потихоньку отвоевывая у металлических деталей кузова новое пространство. На "Каррере" середины 90-х крылья вытянулись, а капот остался прежним, поэтому бампер не преминул "захватить" свободное место. Если посмотреть в профиль на старую и новую машину, заметно, что передняя часть стала более массивной. Естественно, увеличились и воздухозаборники в нижней части бампера для обдува масляных радиаторов и тормозных дисков. Перестройка передней части, конечно, коснулась и светотехники - фары вросли в крылья, а с 1998 года еще и загорелись ксеноновым светом.

В задней части из наиболее заметных изменений - внушительные колесные арки: диски подросли в диаметре на дюйм, а покрышки стали шире на 30 мм. Возмужавшую "Карреру" стало непросто отличить от модификации с турбомотором. Однако пышные формы вредят аэродинамике, поэтому специалистам из Цуффенхаузена пришлось ради сохранения Сх еще больше наклонить ветровое стекло.

Поколение 1994 года нарушило 30-летнюю традицию. На прежних машинах "дворники" ходили по стеклу слева направо (как на автомобилях с правым рулем), а в середине 90-х наконец-то развернулись в другую сторону. Обзор и качество очистки улучшились, и не только из-за перестановки стеклоочистителей, но и благодаря иной аэродинамике и профилю стекла.

Спустя год после дебюта "Карреры" появилась и обновленная "Турбо". Причем в списке предлагаемых модификаций значились только полноприводные машины. Чтобы "провернуть" все четыре колеса, новым моторам понадобилось больше воздуха. Разместить объемистый интеркулер под капотом удалось, лишь увеличив размеры антикрыла. Конечно, изменились форма и размер передних воздухозаборников, за которыми скрыты масляные радиаторы.

1998-2002 (проект 996). В конце прошлого века фирма "Порше" представила новейшее поколение с индексом 911. И хотя родовые черты проглядывают в современном облике, ни одной кузовной детали у предшественников не позаимствовали. Автомобили получились менее рельефными, чтобы не сказать плоскими. Что поделаешь - ради функциональности приходится жертвовать формой. Бамперы еще больше потолстели, наклон ветрового стекла увеличился на 4,5°, Сх стал 0,31.

У " Porsche 911 Турбо" перед задними колесными арками появились дополнительные воздухозаборники для промежуточного охладителя (интеркулера), размещенного теперь по-иному. Антикрылу, таким образом, освободили место, и теперь оно, как и на "Каррере", поднимается на скорости, увеличивая, когда это необходимо, прижимную силу.

В 2001 году передние части автомобилей подверглись легкой пластической операции. Слегка изменились головные фары, иными стали бамперы. Но никаких существенных изменений, увы, не произошло.

Хотя почему "увы"? Очевидно, в этом и есть секрет популярности "Порше": совершенствуясь технически, беречь фирменный стиль. Подчиняясь обязательным требованиям, сохранять лицо... и по праву нести индекс 911.

Черты первого " Porsche 911" сохранились в современных моделях.

Подвижный спойлер на " Porsche 911 Турбо" последнего поколения.

Так изменялись от поколения к поколению кузова " Porsche 911": а - 911 (1964 г.); б - 964 (1990 г.); в - 993 (1994 г.); г - 996 (2001 г.).

Эволюция боковых зеркал и светотехники:

а - 911; б - 964;

в - 993; г - 996.

Распределение воздушных потоков на "заряженной" версии "911-го" с турбомотором - " Porsche 911 GT2".

Подпишитесь на «За рулем» в