Грустная статистика

ГРУСТНАЯ СТАТИСТИКА

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

совет безопасности

ЧИСЛО ДТП ВЫРОСЛО НА 12%

ГРУСТНАЯ СТАТИСТИКА

ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

По предварительным данным (точные будут известны примерно через месяц, и мы к ним еще обратимся), ныне по дорогам страны колесит около 22,5 млн. легковых автомобилей. Половина из них модели ВАЗа, треть - другие отечественные автомобили и около 17% - иномарки. Со времени распада СССР в 1991 году российский парк легковых автомобилей увеличился почти в 2,5 раза.

Основная масса машин сосредоточена в экономически "продвинутых" регионах России. Примерно 15% российского автопарка зарегистрировано в Москве и Московской области (в самой столице, кстати, на 1000 жителей приходится уже около 240 автомобилей, хотя в целом по России этот показатель не превышает пока 160 машин). Далее идут Санкт-Петербург с Ленинградской областью - 4,5% парка и зажиточная Кубань - в Краснодарском крае сосредоточено 4,2% легковых автомобилей. Много машин во владении жителей Ростовской, Тюменской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Воронежской, Нижегородской, Иркутской областей, а также Башкирии, Татарии, Приморского и Ставропольского краев.

В последние годы, однако, темпы прироста парка легковых автомобилей несколько замедлились. В первой половине 90-х годов они составляли 8-9% в год, а начиная с 1999 года только 5-7%.

ПОТЕРИ

Иная картина с ДТП на дорогах страны. Количество их в последние несколько лет сокращалось, а в прошлом году неожиданно выросло на целых 12%! Число убитых и раненых в дорожно-транспортных происшествиях напоминает фронтовые потери. Прошлый год в этом смысле поставил печальный рекорд: произошло 184 365 аварий (рост 12%), погибло 33 243 человека (рост 7,5%) и 215 678 ранено (рост 15%). Напомним здесь часто употребляемую для сопоставления цифру: за десять лет войны в Афганистане потери составили 15 тыс. советских солдат. На дорогах сегодняшней России каждый день обрывается жизнь почти ста (92) человек...

Особенно тревожит детская статистика. В прошлом году она выражалась печальными цифрами: 1504 погибших ребенка, 23 397 раненых.

Рост аварийности в 2002 году за редким исключением зарегистрирован по всем регионам страны. Наибольший - в Ивановской (+62%), Новгородской (+46%) областях, Карачаево-Черкесской Республике и Ханты-Мансийском АО (+43%), Московской области (+40%). А вот в Корякском автономным округе, где числится немногим более 3000 транспортных средств, аварийность сократилась на 67%! Было шесть аварий, стало две. Впору опыт перенимать.

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР"

Естественно, ответственность за львиную долю ДТП лежит на водителях - они "авторы" 141 053 аварий (рост 14%), стоивших жизни почти 27 тысячам (26 804) человек (+8%); 177 172 были ранены (+17%). "Чемпионы" те же - Ивановская (+72%), Ханты-Мансийский АО (+54%), Московская, Новгородская области (+50%).

Кто же они, наши "герои"-водители? Конечно же, в первую очередь "любители" - владельцы транспортных средств: по их вине совершен 81% всех ДТП - рост на 16%. Водители-профессионалы, управляющие "казенными" авто, тоже не стоят на месте, но здесь рост совсем небольшой - меньше 3%.

Ухудшению общей картины поспособствовали и пешеходы - на них ответственность за 52 тыс. происшествий, почти каждое третье! Как считает статистика, самые недисциплинированные пешеходы живут (или, увы, жили) в Ивановской (рост аварийности по этой причине 52%) и Орловской областях. В Московской за год погибло свыше тысячи пешеходов, в Санкт-Петербурге и области - почти 500, в Краснодарском крае - 222... Кстати, во многих авариях вина лежит и на водителе, и на пешеходе (в просторечии - обоюдка).

Национальной бедой остается пьянство за рулем. В 2002 году по этой причине произошло 22 575 ДТП (рост 10%); погибло 4119 человек, ранено - 30 734. Видимо, больше всего "зеленого змия" уважают водители из той же Ивановской (+57%), Владимирской (+46%), Новгородской (+144%) областей.

В то же время в ряде регионов (хотите верьте, хотите нет) пить стали меньше - во всяком случае число автодорожных происшествий по этой причине резко сократилось: в Ленинградской области (-18%), Астраханской

(-19%), Карелии (-16%), Ингушетии (-17%). Жаль только, что таких мест в России немного...

ВЕТЕРАНЫ ДОРОГ

Примерно половину автопарка страны составляют машины-ветераны, чей возраст уже перевалил за 10 лет. В этом, надо полагать, корни высокой аварийности по причине неисправности технических средств. В 2002 году было зафиксировано 3605 таких аварий. В них погибло 806 человек, 4637 - получили увечья. По данным статистики, самый "дряхлый" автопарк в Липецкой, Рязанской, Тверской, Новгородской, Самарской областях и еще нескольких регионах.

В прошлом году был зафиксирован рост на 27% ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог - их произошло 49 078; погибло 9146 человек, 56 904 попали в больницы. Самые отвратительные дороги (в какой уже раз) в Ивановской области (рост 188%), Адыгее (+92%), Удмуртии (+96%). А вот в Москве аварийность по этой причине резко снизилась.

КРИМИНАЛ

Приходится констатировать тревожный факт: все чаще виновники ДТП спешат скрыться с места аварии, бросив умирать раненых людей. В прошлом году сбежали 113 145 водителей (рост +18%). Это между прочим, не игрушки - по КоАПу тем, кто оставил место ДТП, положено наказание в виде штрафа (1000 - 1500 руб.), лишения "прав" на год или ареста на 15 суток. Если последствия тяжелые, это может квалифицироваться и как преступление, за которое по УК предусмотрено до 3 лет лишения свободы. Только в прошлом году по вине таких мерзавцев погибло 2486 человек, а 11 386 получили травмы.

Реже, чем в 2001 году, "авторами" ДТП были люди в милицейской форме. В прошлом году по их вине произошла 601 авария (погибло 132 человека, 827 ранено). В целом по стране аварийность по этой причине сократилась на 10%, но опять-таки постарались "отдельные регионы": в Ивановской, Тамбовской, Тульской областях и Удмуртии она возросла в 4 раза.

ПОРА УМНЕТЬ

Итоги безрадостные - аварийность на дорогах страны растет быстрыми темпами, причем определились и регионы-"чемпионы", где многие показатели в полтора-два раза выше, чем в среднем по стране. Среди них - Ивановская, Владимирская, Калужская, Московская, Ленинградская... Список можно было продолжать долго. Как и список жертв этой необъявленной войны, число которых с каждым днем увеличивается.

"Прошлым летом в городе Коломне перевернулся автобус, поддерживающий сообщение между городом и пристанционным поселком.

Такая была дорога.

Мне довелось раз пять пропутешествовать автобусом по этой дороге, и я неизменно удивлялся спокойствию коломенских людей". ("За рулем", 1928, № 1)

Подпишитесь на «За рулем» в