Склеили!

СКЛЕИЛИ!

ЕСЛИ РАЗВАЛИЛСЯ ШКИВ

После того как способность "десяточного" шкива расклеиваться стала общенародным достоянием, АвтоВАЗ, как и положено, отреагировал. Говорят, теперь технология более совершенная, шкивы вполне надежны - поверим. Но вот беда: размеренный трудовой ритм то и дело нарушают именины, свадьбы, поминки, День рыбака и Парижской коммуны. Такие даты на Руси принято отмечать с размахом - и не без последствий для технологической дисциплины. Так что поводы для сомнений есть. Особенно у тех, кто поторопился купить самый передовой автомобиль года три-четыре назад: им-то что делать? Заменить шкив заранее или ждать неприятностей во всеоружии, имея в багажнике арсенал инструментов, а в голове - "приемчиков"? Но сначала выясним, что же говорит о шкиве наш талантливый народ.

А он, судя по предлагаемым решениям, рад пище для ума и готов к любым неожиданностям. Авторы некоторых писем, похоже, успели столкнуться с разрушением шкива на практике - и сами изыскали возможность доехать до места назначения.

Большинство умельцев единодушны в том, что восстановленный шкив лучше освободить от нагрузки генератором, благо исправный аккумулятор позволяет проехать не одну сотню километров. Тем временем какой-никакой автомагазин или сервис непременно подвернется. Проблема очевидна - как связать разъединившиеся части, чтобы снова не разлетелись, да не пострадал бы датчик положения коленвала? Если запасного нет, дело дрянь. Болтиком не заменишь. (Кстати, этот датчик - едва ли не самый главный на машине - мы советуем иметь в запасе. Мало ли что...)

По этим же причинам не стоит резко разгоняться, выходить на повышенные обороты - пары тысяч достаточно.

Если шкив был снят, поставить его на место не проблема. Но любопытно, что некоторые, как на экзамене, рассказывают о порядке действий "по меткам". А зачем? Мы же не снимали зубчатый ремень, ничего больше не демонтировали, а сам шкив связан с зубчаткой привода ремня ГРМ однозначно, штифтом. Неправильно не поставишь. Выходит, задача сужается: нужно лишь хорошо совместить две части. Это тоже несложно. Первый ориентир: вообразите ось симметрии (А-А на рис. 1) фасонного отверстия в ступице - она должна быть нацелена примерно на пятый зуб после длинного паза венца. Второй, более точный ориентир: кромки резины по разрыву неровные, зазубренные. Это позволяет совместить части почти идеально.

Ну, а как их соединить покрепче? Одни предлагают воспользоваться саморезами, которыми закреплена обивка салона: завернутые в резину, они расклинивают ее, и венец неплохо держится. Еще надежнее способы соединения, показанные на рис. 2, - полосками металла (а), гвоздями или кусками стальной проволоки (б). Здесь минусы русской дороги становятся плюсами: на обочинах и чуть дальше найдешь что угодно, только не ленись. Предлагали и другие варианты - например, заклинить части электрическим проводом, рыболовной леской, деревянными клинышками, изоляционной лентой и т. д. Скажем честно: некоторые идеи показались нам не очень обоснованными.

Самое радикальное решение - склеить части шкива! Тем более, что многие возят с собой не только валидол и огнетушитель, но и какой-нибудь универсальный клей вроде "Момента" - в дороге ведь всякое случается! Примерам того, как клей выручал умельца в самых сложных ситуациях, нет числа. Вот и в нашем случае он пригодится. "Бывалые" утверждают, что на хорошо склеенном шкиве удается ехать даже с работающим генератором.

Кстати, при желании нетрудно приготовить клей самому. Растворитель - бензин - всегда под рукой: можно аккуратно нацедить из рампы. А что в нем растворять? Выбор довольно широк. Например, если не поленитесь, наковыряйте сырой резины, которая держит опускные стекла в рамках. А древесная смола или дорожный гудрон - чем не клей? Можно попробовать растворить корпус шариковой ручки, пуговицу, кусок расчески - некоторые пластмассы бензин растворяет довольно быстро. Но особенно легко получить такой клей, если найдете кусок строительного пенопласта (пенополистирола). Так что дерзайте!

За рецепт самодельного клея мы и награждаем премией читателя Михаила Скоморохова.

ЗАДАЧА ЧЕТВЕРТАЯ

Любопытное письмо мы получили: "Конечно, моя "шестерка" уже ветхая, но я не новичок, за ее исправностью слежу. Тем неожиданнее оказался полученный удар ниже пояса, когда на заброшенном проселке, в самой глухомани мотор перестал слушаться. Жму на педаль газа, а под капотом... холостые обороты, ехать невозможно. Неисправность нашел быстро, но увиденное огорошило: от горизонтального валика управления карбюратором отвалился по сварке рычаг, связанный с продольной тягой. Что делать, если до ближайшего поселка, где можно найти сварщика, километров десять? Роясь в коробке с мелкими запчастями, прикидывал возможные решения - но что можно соорудить, если под рукой только болтики, гаечки, моток провода, изоляционной ленты, клей, тюбик "Литола"?... И все же выход нашелся. Не скажу, что с удобствами, но к месту ремонта доехал своим ходом!.."

В этой ситуации бывали и мы. А вам приходилось? Ну, и что вы в таком случае делали?

Подпишитесь на «За рулем» в