советы бывалых

советы бывалых

Родился я в 1952 году в Таганроге. Сколько себя помню, всегда любил что-то мастерить. В четвертом классе, собрав первый радиоприемник, решил - буду радиоинженером.

Так и получилось: окончил Таганрогский радиотехнический институт, а затем аспирантуру в Ленинградском электротехническом.

А вот любовь к автомобилю почувствовал довольно поздно - только в тридцатилетнем возрасте приобрел свою первую "семерку". Когда радость обладания новым автомобилем стала омрачаться то одной, то другой неисправностью, понял, что самому с ними не справиться. Тогда же и стал постоянным подписчиком журнала "За рулем".

Применяя радиолюбительские навыки, сумел усовершенствовать регулятор напряжения так, что аккумулятор перестал быть "расходным материалом" и служит очень долго. Часть предложенных мной решений защищена пятью патентами и проверена на практике многими автолюбителями (статья об этом была опубликована в журнале "За рулем", 1996, № 5). Замечу, все они направлены не на борьбу с неприятностями, а на предотвращение возможности их возникновения!

В приборных щитках автомобилей VAZ 2107 последних лет выпуска отсутствует индикатор давления масла, а контрольная лампа аварийного давления, как известно, никакой другой информации не дает. Между тем давление масла на рабочих режимах можно контролировать, обойдясь без подключения дополнительного прибора и поисков места для него на щитке. Так как электрические параметры измерителей давления и уровня топлива идентичны, а контролировать ежеминутно запас горючего нет необходимости, я использовал штатный индикатор уровня топлива для поочередного отображения и запаса топлива, и давления масла, подсоединив через тройник датчик давления ММ393А.

Чтобы не гадать, что показывает индикатор в данный момент, и не отвлекаться на переключение отображаемого параметра, применил автомобильное реле, как показано на рисунке. При движении с нажатой педалью газа к индикатору подключен датчик давления, а при отпущенной педали (на принудительном холостом ходу) - датчик уровня топлива. Диод обеспечивает контроль за уровнем топлива также при остановленном двигателе и включенном зажигании (кнопка управления воздушной заслонкой при этом должна быть утоплена). Середина шкалы индикатора в режиме измерения давления соответствует 4 кгс/см2.

А. АДАМЧУК, ТАГАНРОГ

Схема подключения реле: 1 - реле; 2 - электроклапан; 3 - блок управления экономайзером; 4 - микровыключатель карбюратора; 5 - диод КД105 или аналог; 6 - датчик давления; 7 - индикатор уровня; 8 - датчик уровня топлива.

При пуске двигателя VAZ 2111 возник пронзительный свист. Знакомый мастер посоветовал проверить стартер. Снял и разобрал его, вытряхнул оттуда грязь, очистил все щеткой, осмотрел. Других причин шума не нашел. Начал собирать, предварительно смазывая все трущиеся поверхности. Но тут возникла проблема: отрицательные щетки не хотели пускать якорь (неудобно их держать, надевая щеткодержатель). Под руку попалась крышка от пластиковой бутылки. Ею зафиксировал отжатые щетки и легко надел щеткодержатель в сборе на якорь. После чистки, промывки и пополнения смазки шум пропал, а двигатель стал заводиться сполоборота (возможно, грязь мешала работе якоря).

В. ДАВЫДОВ, ЖЕЛТЫЕ ВОДЫ

В некоторых японских автомобилях для питания указателей температуры двигателя и уровня топлива подается напряжение 8 В. На обратной стороне приборного щитка закреплено специальное устройство - полупроводниковый стабилизатор напряжения. На моем " Ниссан Санни" 1985 года выпуска после двух лет круглогодичной эксплуатации он вышел из строя. В результате указатель температуры стал показывать только максимум температуры, а указатель топлива - полный бак.

Приобрести исправный стабилизатор не удалось, и я обратился к радиолюбительскому опыту, собрав аналогичное устройство (см. рисунок), поскольку "родное" - неразборное и ремонту не подлежит. Одно условие: сборку надо проводить на радиаторе с хорошей теплопроводностью. Подсоединение на штатном месте и к штатной проводке особых трудностей не вызывает.

В. ЗИМИН, ЮЖНО-САХАЛИНСК

В "Таврии" протерлось тонкое дно расширительного бачка системы охлаждения. Времени на поиски штатного бачка не было, пришлось искать замену. Вполне подошел к штатным шлангам бачок от "Оки" с пробкой от "Самары" (они продавались раздельно). Я закрепил бачок подручными средствами, как видно на фото. На освободившемся от штатного бачка месте разместил инструмент и необходимые в дороге жидкости, прежде занимавшие полезное пространство в багажнике.

Б. ДАНИЛОВ,

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ., КУЛЕБАКИ

Когда понадобилось заменить стекло блок-фары VAZ 2105, столкнулся с проблемой, знакомой автомобилистам: размеры стекол, попадающих в торговую сеть, часто не соответствуют размерам "окна" блок-фары. В моем случае стекло было на 4-5 мм длиннее. Тем не менее, я нашел способ посадки его в корпус: прогрел в зоне, прилегающей к стеклу, примерно до 100-120°С. Воспользовался феном (это можно сделать и на кухне, над газовой горелкой, но осторожно, поскольку пластмасса в открытом пламени горит). Материал, ставший достаточно пластичным, нетрудно "натянуть" на стекло. Сразу же охладил корпус холодной водой, чтобы зафиксировать его новую форму. После этого, вынув стекло, подготовил его и посадочное место в корпусе для сборки - обезжирил ацетоном, вытер насухо, смазал герметиком и т. д.

С. МИХАЙЛОВ, ЛЮБЕРЦЫ

При замене зубчатого ремня привода ГРМ в "Самаре" и других автомобилях требуется выставить шкивы распределительного и коленчатого валов по меткам. Когда по каким-то причинам выполнить это трудно, можно поступить так. Перед снятием ремня на шкивах и соответствующих зубьях ремня нанесите метки краской или маркером. Сняв ремень, наложите его точно на новый и перенесите метки на соответствующие зубья. Теперь устанавливайте его на шкивы, совмещая все метки.

Ю. РАЗВОЗЖАЕВ, МОСКВА

В старых "Жигулях" потребовалось срочно заменить шкив генератора. Съемника не было, но я обошелся подручными средствами. Снял генератор и, отвернув до половины резьбы гайку крепления шкива, ввернул в нее болт с шайбой и гайкой - те, что крепили генератор к двигателю. Проволокой обвязал болт и ручей шкива, как показано на рисунке.

Удерживая болт одним ключом, другим заворачивал гайку. Уперевшись в петлю через шайбу, она стащила шкив с вала. Получилось быстро и дешево.

А. САХАРОВ, НОВОШАХТИНСК

Снятие шкива генератора: 1 - гайка с шайбой и болтом крепления генератора в машине; 2 - проволока; 3 - гайка шкива крепления; 4 - шкив.

Чтобы заменить передний сальник коленчатого вала в "Оке", требуется поднять двигатель, снять масляный насос с поддоном и т. д. Мне удалось избежать этих трудоемких работ.

Снял правое колесо, вывернул болт крепления шкива, снял шкив и ремень генератора. Затем - зубчатый ремень привода распредвала.

Небольшой монтировкой аккуратно снял нижнюю звездочку коленвала. Вот он, сальник, но как его извлечь? Цеплял и так и сяк, но все без толку.

И тут осенило. Взял саморез длиной миллиметров 30, которым крепят гипсокартон. У него резьба начинается с острого жала. Снизу из ямы пассатижами прижал его к сальнику, а помощник через отверстие в брызговике ввернул его в сальник миллиметров на пять. Ухватившись за саморез, пассатижами легко вытащил сальник. Новый смазал снаружи герметиком и с помощью головки "на 30" через удлинитель запрессовал на место. Вся работа заняла 40-50 минут.

Н. МИКЕРИН, КАЗАНЬ

Авторов "Советов бывалых" для получения гонорара просим указывать все свои паспортные данные (кроме семейного положения) и контактный телефон.

Pедакция

Подпишитесь на «За рулем» в