Ваз-21099

ВАЗ-21099

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

VAZ 21099/">VAZ 21099

Антон ЧУЙКИН

Еще тридцать тысяч отсчитал одометр редакционной "девяносто девятой". Как-то незаметно автомобиль из разряда новичков переместился в ветераны, отметив уже пятилетнее пребывание на "зарулевской" службе. Общее состояние машины - хорошее, хотя кое-какие мелочи досаждают. Но пробег уже 130 тысяч, и мы утешаем себя докторским: "Это - возрастное..."

Прежде чем рассказывать о жизни "девяносто девятой", должен исправить собственную оплошность. В прошлом "Опыте эксплуатации" (ЗР, 1996, № 6), исследуя причины выхода из строя масляного насоса, я опрометчиво возложил вину на обломившееся ребро его корпуса. Якобы часть его, размолотая шестернями, послужила основой "абразива", который повредил поверхности трения в насосе. Приношу извинения: ребро здесь ни при чем, оно вовсе не было обломано, а такое с рождения, как справедливо указали специалисты ВАЗа и самые дотошные наши читатели. Откуда взялись в масле посторонние и весьма твердые частицы, выведшие насос из строя, к сожалению, остается загадкой. С тех пор система смазки никаких хлопот не доставляла, если не считать неизбежных потеков масла. Двигатель "потеет" едва ли не по всем стыкам.

Других претензий к мотору нет. Добрый полуторалитровый агрегат VAZ 21083 заслуживает самых теплых слов: машина до сих пор сохранила молодую прыть. Благодаря, не в последнюю очередь, своевременному техобслуживанию и регулировке систем питания и зажигания.

Недавно пришлось заменить глушитель - уже второй буквально развалился под действием зимних солевых ванн. Кроме того, поставили новые тормозные диски (толщина прежних достигла предельных 10,8 мм), наконечники рулевых тяг (издавали слабые стуки), главный тормозной цилиндр (подтекал), подшипники ступиц (загудел один, заменили из профилактических соображений все). Как предписано "Руководством по ремонту и техническому обслуживанию", на 125-й тысяче поменяли тормозные шланги.

Из надвигающихся работ - установка новых пружин задней подвески. Машина на своем веку возила много и тяжело, поэтому пружины подсели - если в автомобиле больше двух человек, на кочках и поворотах задние колеса иногда скребут об арки. Может, с обычными дисками это не проявилось бы, но у нас стоят шире на полдюйма (5,5J) и немного выпирают наружу. Надписи "Гудьир" на боковинах шин уже почти стерлись от контактов с кузовом, так что необходимость замены пружин очевидна.

Одна за другой отказывают нитки обогрева заднего стекла, и ремонтом (ЗР, 1995, № 7) заниматься бессмысленно - весь обогрев самостоятельно не вылепить.

Скоро потребует внимания электропроводка блока предохранителей. Расположен он неудачно, в "яме" между ветровым стеклом и моторным отсеком, и вокруг него все время что-то скапливается: осенью - опавшие листочки, зимой - снег, весной и летом - вода, поскольку упомянутые листья забивают сливное отверстие. Внешний вид блока на нашей "девяносто девятой" не назовешь блестящим - кое-где выступила медная зелень от проводов, да и опыт коллег подсказывает, что на шестом году здесь возможны неприятности.

Кузов автомобиля в очень неплохом состоянии, следов ржавчины пока (тьфу-тьфу!) нет. Но именно к остову автомобиля, вернее, к его оборудованию накопилось больше всего претензий. Каждая из них, в общем-то, мелочь, но в сумме они изрядно портят реноме престижного отечественного авто. К сожалению, их не отнесешь ни к детским болезням конструкции, ни к возрастным осложнениям конкретной машины - эти недостатки присущи едва ли не большинству "самар", которые, между прочим, выпускают больше десяти (!) лет.

Чтобы попасть в машину - в багажник или в салон, часто приходится прилагать немалые усилия. Кнопка замка багажника имеет обыкновение "залипать" или вовсе не нажиматься. На мой взгляд, замок "пятерки" или "сорок первого" "Москвича" выполнен удобнее - нажимать ничего не надо, повернул ключ на пол-оборота и все. А на "самарах" в качестве профилактического средства желательно почаще применять какую-нибудь проникающую защитную смазку типа WD-40. Та же беда с дверными замками, где "залипает" рычажок, расположенный с "изнанки" ручки.

Перейдем теперь внутрь. О шумах, которыми столь богат салон "Самары", мы уже писали, как и о способах свести их к минимуму (ЗР, 1994, № 12). К сожалению, звуками не исчерпываются раздражающие факторы, действующие на пассажиров переднеприводных ВАЗов. Слабоваты спинки передних сидений - на многих автомобилях они искривлены усилиями неусидчивых членов экипажа. Поправить их обычно не удается - необходимо разобрать сиденье и провести кое-какие сварочные работы. Желательно заодно усилить каркас, как это сделано на нашем автомобиле (ЗР, 1997, № 1), чтобы в дальнейшем избавить себя от риска заработать остеохондроз или искривление позвоночника.

Изрядно послужившее сиденье "Самары" - верх неудобства даже по сравнению с такими же долгожителями на машинах других марок. Сама подушка (да и спинка) тоньше, просиживается быстрее, и человек временами весьма болезненно контактирует с жесткой металлической поперечиной внизу спинки, проходящей аккурат под его копчиком.

Боковые зеркала, управляемые из салона, конечно, удобная вещь, но зачастую лишь теоретически. На практике ручка регулировки иногда упирается в рамку двери или стойку кузова. В результате зеркало передвигается очень ненамного и совсем не в ту сторону, куда хотелось бы. Особенно это заметно, если на автомобиле установлена так называемая высокая панель приборов. Кстати, она вызывает больше всего нареканий. Поначалу весьма ценимая покупателями за красоту и богатство, теперь она пользуется все меньшей популярностью. К сожалению, стандартная низкая панель на новых VAZ 21083, 21093, 21099 встречается ныне очень редко.

Новую панель мы уже описывали (ЗР, 1994, № 3), но тогда она была новинкой, редкостью, которой можно было простить отдельные недочеты. Они не исправлены до сих пор...

Самый серьезный - теснота у педального узла. Справа от "газа" нависает наклонная панель центральной консоли, за которую задевает нога при резком движении. Времени на перенос ступни на педаль тормоза тратишь с непривычки больше, а это, конечно, недопустимо.

Иногда, хваля отопитель "Самары", говорят: "В салоне - Сахара". По отношению к высокой панели уместнее будет переиначить выражение: "В головах - да, Сахара, но у ног - Арктика". Почему-то вся эффективность "печки" нацелена на верхнюю часть салона, нижней почти ничего не достается, хотя, говорят, положение можно исправить, разобрав пол салона и уплотнив все воздуховоды. Демонтаж высокой панели - отдельная история.

Теплее всего... магнитоле. После поездки с включенным отопителем вытаскивайте ее осторожно - о корпус можно обжечься!

О неудобных рычажках вентиляционных решеток и ручке включения вентилятора "печки" мы уже писали. Что из-за высокой панели пропадает ощущение простора, мы также рассказывали, но тогда забытым оказался серьезнейший недостаток - на высокую панель нельзя поставить стакан, он не помещается между ней и ветровым стеклом! Конечно, мне могут возразить, что, открыв "бардачок", на его крышке увидим три углубления под посуду. Но, простите - во-первых, хилая крышка с трудом выдерживает такой вес, а во-вторых, это все-таки индивидуальный столик пассажира. Водителю свой чай (кофе, сок) поставить некуда. Вспомните низкую панель, где для сервировки походного ужина достаточно места.

Конечно, у высокой панели есть и достоинства. Их, на мой взгляд, два - наличие тахометра и возможность удобнее расположить замок на рычаге переключения передач - "Мультилок" (Mul-t-lock).

Список возрастных и врожденных пороков нашей "девяносто девятой" на этом закончу, надеясь, что к следующему отчету он намного не вырастет.

Подпишитесь на «За рулем» в