Аукционы: раз, два, три - продано!

Аукционы – цивилизованный, хотя и необычный пока способ покупки автомобиля. При этом можно обезопасить себя от приобретения кота в мешке.

Автомобильный аукцион – это широкий выбор возможностей. Мало того что можно привезти машину из любого уголка мира, сами продаваемые с торгов машины очень разнообразны: новинки и бестселлеры рынка, подержанные и тюнингованные, в конце концов, ретроавтомобили. Однако физическому лицу в России купить авто с зарубежного аукциона нет никакой возможности, это доступно лишь юридическим лицам. Поэтому, появись у вас такое желание, придется заключать договор с фирмой, которая будет представлять ваши интересы. Подобных в Интернете представлено великое множество. За свои услуги они берут небольшую комиссию, зато всё делают, что называется, под ключ: выбирают автомобиль, торгуются, привозят и занимаются растаможкой. Но следить за ходом процесса все-таки нужно – машину ведь вы покупаете себе, а не им.

ЛЕЧУ ПО ФОТОГРАФИИ

При покупке автомобиля таким образом, пожалуй, главный инструмент – аукционный лист. Сейчас любая серьезная компания, занимающаяся выкупом авто с торгов, предоставляет перевод таких листов, но читать их надо умеючи. В картах указывают не только возраст, пробег и объем двигателя, там схематично показаны и внешние повреждения. Эксперт аукциона дает общую оценку, как правило, по пяти- или шестибалльной шкале, где единица соответствует машине в очень плохом состоянии, а шесть – отличному экземпляру с минимальным пробегом. На развернутом «чертеже», где обозначены повреждения, есть также «буквоцифры», где литера означает тип дефекта, а цифра – степень. Расшифровка этих кодов – две страницы убористым шрифтом, но разбираться в вопросе надо обязательно. Хотя, разумеется, сразу ясно, что чем меньше пометок на схеме, тем лучше состояние авто. Для экземпляров с серьезными изменениями или тех, что приобретаются на запчасти, тоже существуют свои обозначения.

СТАВКА СДЕЛАНА

Торговаться за вас будет брокер на той стороне. Поэтому нужно максимально подробно объяснить ему задачу (через посредника). Первым делом – установить планку, до которой вы готовы торговаться. Если для вас неприемлема какая-то цена сверх условленной, обязательно отметьте это! И наоборот, если вы не откажетесь малость накинуть, тоже укажите.

Еще надо определить, сколько лотов вы желаете просмотреть. Это поможет, если интересный экземпляр перекупят за цену выше ваших возможностей. Имея подробный список требований к желаемой модели, брокер сумеет подобрать другой вариант.

Сами торги уже мало напоминают эффектное перебивание цены, как некогда в «Двенадцати стульях». Всё максимально компьютеризовано: на больших экранах появляется лот, а сидящие в ряд за компьютерами брокеры делают ставки, пользуясь клавиатурой. Прок от такого прогресса есть и для покупателя – он благодаря веб-камерам может наблюдать за ходом торгов. Стук молотков звучит лишь на особых аукционах, где эффектно продают раритетные автомобили за суммы со множеством нулей. Не стоит расстраиваться, если не сумели приобрести желаемое в первый же день. Упорство вознаграждается: бывает, люди ищут авто на аукционах в течение нескольких месяцев, зато подбирают идеальный вариант.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

На многих аукционах эксперты-оценщики дают информацию о состоянии шин. Если остаток протектора равен 7–8 мм, не грех накинуть деньжат, ведь это почти идеальная резина. И наоборот: 0–2 мм означают, что покрышки придется менять сразу же, а значит, тратить лишние деньги на этот лот не стоит.

Автомобиль старше пяти лет с небольшим пробегом – это кот в мешке. Да, вполне вероятно, что он большую часть жизни простоял, но это не означает, что краска не потрескалась и не выгорела, нет скрытой коррозии и состояние салона идеальное. Возможно, как и для автомобилей с большим количеством незначительных дефектов, реанимация влетит в копеечку.

И не поленитесь проверить, выставлялся ли лот на торгах ранее. Информация эта открытая и поможет выяснить, всё ли в аукционном листе соответствует действительности.

ВАМ ПОСЫЛКА

Доставкой занимается, как правило, компания, с которой вы заключили договор. Покупатель оплачивает только накладные расходы и ждет. А его оперативно информируют, где в данный момент находится машина (проходит пункт таможни, ждет погрузки, перемещается из точки A в точку B).

Кстати, еще на этапе торгов можете сделать оговорку: не рассматривать машины с удаленных от портов аукционов. Тем самым сократите срок доставки на неделю-полторы.

РОГА И КОПЫТА

Cюрпризов быть не должно. И все же «за время пути собачка могла подрасти»: когда автомобиль попадает к владельцу, нередко выявляются новые дефекты, обычно кузовные. Вероятно, появились они во время транспортировки, потому что аукционные оценщики довольно щепетильны и вряд ли пропустят либо не укажут в листе царапины или вмятины. На случай таких неожиданностей гарантом выступает компания, которая представляет ваши интересы – и в итоге покрывает расходы на устранение новых повреждений. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, изучайте внимательно все документы, которые предстоит подписывать, а также списки «негарантийных случаев».

СЛОЖНЫЙ ВОЗРАСТ

Заградительные пошлины, введенные законодательством РФ, стали серьезным испытанием для тех, кто покупал подержанные автомобили. Машины разбивают на три категории: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 и выше. Последняя – самая дорогостоящая для ввоза. Причем учитывается месяц выпуска. В возраст автомобиля закладывается и дата подачи документов на таможенное оформление. Так, если купленной в Японии машине 2 года 11 месяцев, но в Россию она попала только через месяц, она перейдет уже во вторую категорию – автомобили от 3 до 5 лет. Стоит учесть, что в некоторых странах вместо даты выпуска авто учитывают дату первой регистрации либо модельный год, а они могут различаться.

НЕ ФОНИТЬ!

После аварии в Фукусиме спрос на автомобили с японских аукционов резко упал – очень уж опасались купить радиоактивную машину. С тех пор прошло достаточно времени, но еще попадаются авто, которые немного фонят. Если возникли опасения подобного рода в отношении какого-то лота, от покупки лучше отказаться.

Подпишитесь на «За рулем» в